Наше пенсионное законодательство с момента образования независимой Украины только и делает, что «совершенствуется», причем так, что после каждого «усовершенствования» его несовершенство не видно разве что слепому. Тема усовершенствования пенсионного законодательства – постоянно на устах политиков и властей, особенно перед выборами. Каждая партия «обещает наобещать» больше других.
И действительно, когда перед выборами (в 2003 году), когда после выборов (в 2008 году) появляются изменения. Но каждый раз создается впечатление, что эти изменения творились как-то непродуманно, наспех, как бы в свободное от основных занятий время (чем заняты в основном наши «народные» и иже с ними прорвавшиеся к кормушке, нашему народу объяснять не надо, тут «лапши на уши», типа – «в первую очередь забота о благосостоянии простых людей», можно навешать только каким-нибудь наивным иностранцам).
Нет, что касается «себя, любимых» (депутатов, министров, госслужащих), то тут они вс ё очень хорошо придумали и продумали, а именно:
— стажевый коэффициент присваивается сразу такой заоблачный, как будто они «отпахали» кто по 70, кто по 80, а кто и по 90 лет.
— выборка зарплат для определения коэффициента по зарплате и размера пенсии производится отнюдь не «за 5лет до 2000 года и за всё время после 2000 года», как для «пересiчних» украинцев, а за ну о-очень небольшой, но очень выгодный период, причем в дальнейшем выборка не пересматривается и средний коэффициент не понижается, независимо от того, работают ли они после выхода на пенсию и какую получают при этом зарплату.
— перерасчет пенсий производится, независимо от того, работают ли они после выхода на пенсию или нет, таким образом, что если зарплата на этой должности вырастает, скажем, вдвое, то и пенсия автоматически вырастает вдвое, то есть прямо пропорционально росту зарплаты.
То есть для себя, любимых, при разработке законов они применяют принцип «все в нашей стране равны, но некоторые намно-ого равнее».
Причём у них есть и два чисто шулерских объяснения (типа «отмазки») и обоснования наличия таких привилегий:
1) «Во всех цивилизованных странах зарплата госслужащих ниже, чем в промышленности, поэтому должны быть привилегии» (но забывают про «вказiвку» сделать зарплату госслужащих не ниже средней по промышленности (о депутатах и министрах я уж и не говорю – там полная атрофия совести!)
2) Отчисления от зарплаты в пенсионный фонд у «пересiчних» — 2 процента, а у госслужащих – до 5 процентов (вроде бы как на этом основании и пенсия у последних может быть в 2,5 раза больше), тщательно «забывая» о том, что с фонда зарплаты того и другого берётся ещё 33,2 процента, то есть разница между 35,2 и 38,2 процента по взносам в пенсионный фонд позволяет говорить о разнице в пенсиях разве что в 10 процентов и не более, а отнюдь не в разы, то есть большую разницу они просто отбирают у «быдла», имея на свой кусок хлеба наш кусок масла!
Ну — «элита» ж! (Господи, как слово то применением не по адресу испоганили!) Ну, дорвались же ж до кормушки, ну как же ж не воспользоваться, самые ж кристально чистые, честные и чистоплотные, совесть же ж ещ ё в детстве вместе с соплями высморкали, что уж теперь уж себя сдерживать-то, всё же ж «чисто конкретно по понятиям», ой, что я говорю, то бишь по ими же ж разработанным и утверждённым законам, то есть — законно! (Хотя это – чистейшей воды коррупция, когда, пользуясь своим положением, творят для себя законы, позволяющие «хапать», не зная меры!)
Необоснованность и аморальность перечисленных выше правил и привилегий очевидна, и выход тут один: прекратить законодательное «свинство», принять закон, по которому правила определения размера пенсий и правила их перерасчета будут абсолютно одинаковы для всех, независимо от занимаемой должности, причастности к законотворчеству и близости к бюджетному «корыту».
Знаете, в советские времена существовали такие негласные понятия, как «колбаса для Кремля и прочего руководства» и «колбаса для населения», причем это были, как говорят в Одессе, «две большие разницы»!
А что же они, эти «паны», «натворили» для нас, «пересiчних» украинцев, «населения», «электората», «биомассы», а проще говоря – «быдла»? Ведь наличие «пана», а они себя называют именно так, предполагает наличие «быдла», иначе понятие «пан» теряет смысл (поэтому для нормального человека одинаково омерзительны оба эти обращения!)
Приведем лишь очевидные примеры несовершенства, а фактически – шулерства при внесении изменений в законодательство.
По закону от 2003 года, если пенсионер не работает, а средняя зарплата по Украине возрастает, то ему ежегодно повышается пенсия в размере «до 20 процентов от темпов роста зарплаты, но не более чем от минимальной пенсии». То есть, если, например, пенсия составляет 1000 гривен, а средняя зарплата выросла вдвое, то пенсия вырастет аж на 94 гривны (20 процентов от минимальной пенсии в 470 гривен), а если пенсия – 400 гривен, то – на 80 гривен. Для сравнения – у госслужащего и депутата пенсия вырастет вдвое, то есть, если была 1000, то станет 2000 гривен. Это вам, как говорится – не мелочь («по карманам тырить»).
Но если пенсионер продолжает работать, то он может каждые 2 года делать перерасчет, при котором его стажевый коэффициент и коэффициент зарплаты будут умножаться на величину средней зарплаты по Украине за предыдущий год, причем из периода, за которые берутся его зарплаты для определения коэффициента, он мог убрать невыгодные для него до 10 процентов своего страхового стажа. Как правило, средний коэффициент по зарплате все-таки понижался, поскольку после выхода на пенсию человек работает не на самой высокооплачиваемой должности, но все же при таком перерасчете при возрастании средней зарплаты вдвое его пенсия вырастала не на 94 гривны, а процентов на 80 и работающий пенсионер после перерасчета получал пенсию больше, чем неработающий, даже если у них и стаж, и коэффициент зарплаты были равны.
При этом законе человек, вышедший на пенсию, например, в 2000 году
при стаже 40 лет и коэффициенте зарплаты 2, и человек, вышедший на пенсию в 2007 году при таких же параметрах, имели в 2007 году пенсии,
отличающиеся по размеру не на проценты, а практически в разы. Неработающие пенсионеры были обижены весьма существенно.
Не замечать такую вопиющую несправедливость стало уже неприлично, и вот в законе про бюджет на 2008 год появляются положения, являющиеся попыткой ликвидировать эту несправедливость, но попыткой весьма неуклюжей (как говорится, «нос вытащили – хвост увяз!»).
Положительным моментом, безусловно, является то, что произвели перерасчет пенсий всем ранее ушедшим на пенсию с умножением их стажевых коэффициентов и коэффициентов по зарплате на величину средней зарплаты за 2006 год (хотя могли бы уж умножить и на среднюю за 2007-й, да, видно, кишка тонка). Но посмотрите, что из этого вышло!
Два сотрудника ушли на пенсию в январе 2000-го года с одинаковым стажем в 38 лет и одинаковым коэффициентом по зарплате, равным 3. Один из них после ухода на пенсию не работал, второй продолжал работать на не очень высокооплачиваемой должности, перерасчитывая пенсию после 2004 года каждые 2 года. В результате перерасчетов коэффициент по зарплате упал до 2 (поскольку при перерасчетах добавлялись периоды с невысокой оплатой), а стаж вырос до 43 лет. Сейчас им пересчитали пенсии.
Первому насчитали 3*0.38*1.2*928+470*0.13=1330.60 гривен.
Второму 2*0.43*1.2*928+470*0.18=1042.30 гривен.
Второй больше проработал и дополнительно принес денег в пенсионный фонд, а в результате получил пенсию почти на 300 гривен меньше, а при следующих перерасчетах разница будет только возрастать! Где же тут элементарная логика, я уж не говорю о справедливости?! Второму надо было либо не работать, либо получать зарплату «в конверте», либо не ходить на перерасчеты. Но кто ж его мог предупредить о таком варианте?
Вариант-то из разряда «наперсточных». Ты думал, что шарик там? Не угадал, дорогой! Если раньше обижали неработающих пенсионеров, то сейчас обидели работающих! Как говорится, «из огня да в полымя!»
Причем на весь свет громко объявили, что такой перерасчет сделали впервые, но никто даже шепотом не сказал, а что же будет дальше? Будет ли такой перерасчет (с умножением на среднюю зарплату позапрошлого года) делаться регулярно, а если будет, то с какой регулярностью, каждый ли год или раз в 2 года? Или это вообще разовая послевыборная подачка с барского стола? Под каким наперстком окажется шарик в следующий раз?
Мы что, должны гадать на кофейной гуще?!
Кроме того, добавился ещё один существенный нюанс. Если до 2008 года при перерасчете пенсионер мог отбросить невыгодные для него до 10 процентов страхового стажа из ЛЮБОГО периода, то в законе про бюджет появилась поправка: только из периодов до выхода на пенсию. Эта поправка, естественно, нисколько не ущемила высокооплачиваемое начальство, но существенно ударило по «пересiчним», которые после выхода на пенсию работают на должности с невысокой оплатой. Если, например, второй пенсионер (а это – реальный пример!) пойдет на перерасчет в 2007 году при таком условии, то его коэффициент вообще упадет до величины 1.6! Если он после этого перестанет работать, то по сравнению с первым он при последующих перерасчетах для неработающих будет, как говорится, «бедный, и худой и бледный!»
А ведь человек планировал отбрасывать 4 с лишним невыгодных года, так что при вводе таких изменений в закон людей и следовало бы предупредить за 4 года (либо, по крайней мере, не разрешать отбрасывать периоды не после выхода на пенсию, а после момента опубликования закона, иначе закон фактически приобретает обратную силу, что недопустимо). Неужели непонятно, что недопустимо менять правила по ходу игры, передергивать карты, когда-то за такие при ёмы в приличном обществе можно было схлопотать и канделябром по голове! Но нынешним шулерам «в законе» это, к сожалению, не грозит, что поделаешь – безнаказанность (то бишь, извините, «недоторканость!»)
Уважаемая Юлия Владимировна! Вы ведь отличница, и диплом не покупали (в отличие, я думаю, от многих в нашем парламенте), а честно защитили, что ж Вы такие «пенки» пропускаете? Ну, высшую математику ещё можно подзабыть, но тут же, как говорится, простая «арихметика!» Ведь такие «нюансы» в закон про бюджет могли вставить исключительно бывшие шулера и наперсточники! Возможно, что в нашем парламенте они и не редкость, а Вы подписали в спешке, не особо вчитываясь? Думаем, что корректировка необходима и возможна, и мы предлагаем следующие, очевидные на наш взгляд, поправки:
1. Восстановить пенсионерам, которые работали после выхода на пенсию и делали перерасчеты, их максимальные коэффициенты по зарплате, которые у них были в момент или после выхода на ненсию и провести им повторный перерасчет пенсий с учетом этих коэффициентов, чтобы восстановить справедливость.
2. Утвердить законодательно периодичность и порядок таких перерасчетов в дальнейшем (хотя бы и с умножением на среднюю зарплату за позапрошлый год), желательно сделать перерасчет ежегодным, и желательно при этом автоматически добавлять стаж по данным из персонифицированного учета, чтобы не гонять людей лишний раз.
3. Предупреждать о нововведениях, которые могут повлечь ухудшение параметров, влияющих на расчет пенсии, за несколько лет до их внедрения.
4. Пенсии для пенсионеров с одинаковым стажем и одинаковым средним коэффициентом должны бать ОДИНАКОВЫМИ, и не зависеть от момента выхода на пенсию. Нынешняя (по закону) ежегодная добавка в связи с ростом средней зарплаты в «20 процентов от темпов роста зарплаты, но не болем, чем от минимальной пенсии» — полная ахинея, которую могли изобрести либо полные «задницы», либо откровенные жулики (скорее второе). Именно «благодаря» этому изобретению у людей, вышедших на пенсию с интервалом в 3 года при одинаковых стаже и коэффициенте размер пенсии может отличаться вдвое! «Эй, вы там, наверху!» Вы считаете, что это – нормальный закон!? А мы считаем, что такие законы следует печатать на тонкой бумаге, чтобы использовать их в клозете, как они того заслуживают, а «изобретателей» гнать взашей на «среднюю» пенсию без всяких льгот и привилегий!
Кстати, не можем не сказать еще несколько слов в защиту пенсионеров и ветеранов, а также детей войны. В законе про бюджет на 2008 год предполагалось, что всевозможные положенные им льготы они могут иметь только в случае, если среднедушевой доход в семье за предыдущие полгода не превышает определенной величины. Мы считаем, что гонять людей в возрасте более 60 лет за справками, как зайцев, каждые полгода – просто аморально. Необходимо ввести положение, по которому сведения о допустимости льгот для людей, чей возраст превышает 60 лет, должен собирать чиновник, если же он не доказал, что льгота не положена, то она предоставляется автоматически. А чтобы избавить его от соблазна разослать всем повестки типа «Вам не положено, а если не согласны – докажите», то за каждую такую необоснованную повестку снимать половину оклада. И ведь сделать-то всё это несложно, всюду есть компьютеры и базы данных, о составе семьи – в ЖЭКах, о доходах – в налоговой инспекции, о пенсиях — в пенсионном фонде, о льготах – в собесах, и если чиновников заставить сведения собирать самих, они быстро сообразят, как собрать общую базу данных, и этот процесс автоматизировать (как говорится, «подумаешь, бином Ньютона!») То же самое можно сказать о справках на субсидии (по крайней мере, когда это касается людей преклонного возраста).
Вообще, когда наблюдаешь все подобные недочеты, влияющие на жизнь миллионов простых людей, вспоминается анекдот брежневских времен, когда не хватало туалетной бумаги. Леонид Ильич вызвал соответствующих министров и сказал: «Вы что, не можете определить потребность? Посчитайте население и определите!» А те отвечают: «Да считали мы, Леонид Ильич, считали! Но мы считали по головам, а жоп оказалось больше!» Извините за не совсем литературное слово, но порой создается впечатление, что некоторые власть имущие хорошо работают головой, когда дело касается распределения портфелей и набивания собственных карманов, и начинают «мыслить» совершенно другими частями тела, когда дело касается простых людей! Не пора ли подобных «мыслителей» определить на ответственные должности типа «генеральный заведующий метлой?» Там они, возможно, и не принесут особой пользы, но зато уж точно причинят меньше вреда!
От имени всех пенсионеров Украины я обращаюсь к Президенту, как Гаранту Конституции, к Премьер Министру и к Верховной Раде с требованием учесть приведенные выше пожелания и устранить отмеченные недоработки при корректировке бюджета на 2008 год и при дальнейшем совершенствовании пенсионного законодательства. Только, пожалуйста, не тяните резину решениями типа «поручить рассмотреть возможность разработки мероприятий по выдаче указаний о порядке подхода к рассмотрению возможностей проведения предварительных исследований о целесообразности внесения изменений в методику…» и т. д. затягивая решение проблемы на годы («наверху» это умеют), а решите максимум за 3 месяца (а иначе на фига мы вас «там, наверху» кормим, если вы такие тупые, что не можете этого сделать?)