Понятие «семейный бизнес» уже давно используется в западной практике, но до сих пор не получило широкого распространения в России. Между тем, такие компании в нашей стране имеют существенную специфику, составляя, по некоторым данным, до 70% от общего числа малых и средних предприятий.
В некоторых зарубежных семейных компаниях от родственников требуют 10-15 лет проработать в других корпорациях, прежде чем они смогут войти в семейный бизнес. Куда проще в России: есть желание зарабатывать, свой автомобиль и сотовая связь, так что «сначала ввяжемся в драку – а там посмотрим, надо ли нам это?»
Нет ничего удивительного в том, что дети наших известных актёров, певцов и политиков решают продолжить дело родителей. Путь, с одной стороны, простейший: влиятельные лица и высокие связи – как на блюдечке, допустимые ошибки и трудности уже пройдены предками, а громкая фамилия всегда откроет нужные двери. С другой стороны, существует опасность стать эдаким «страдальцем», которому постоянно, в той или иной форме, намекают, что на детях знаменитостей природа, как правило, отдыхает!
Всем известно, что Кристина Орбакайте, Стас Пьеха и Никита Малинин обладают не столь сильными и яркими голосами, нежели их родители. Так же как Настя Немоляева, Александр Лазарев-младший и Ксения Алфёрова пока не могут похвастаться достойными, запоминающимися ролями в отличие от старшего актёрского поколения с теми же фамилиями. Но это вовсе не пугает подрастающих звёзд, которые продолжают раскручиваться на отцовские или супружеские деньги.
На Руси испокон веков считалось доброй традицией продолжать дело отцов. С гордостью говорилось: «В нашем роду до пятого колена – все гончары», или «Мастер – золотые руки. Это у них – семейное!».
Но современный семейный бизнес по-русски исходит из простого нежелания делиться прибылью с кем бы то ни было. Достаточно вспомнить распространённую в России фразу: «Надоело работать на чужого дядю!». Впрочем, семейная установка может быть и несколько иной: на заре 80-х Алла Пугачёва и её муж-продюсер, затевая той или иной семейный проект, часто повторяли друг другу: «Ротару от зависти повесится!». Даже спустя несколько лет, шумный развод пары «Пугачёва – Киркоров» свелся к обсуждению двух списков: несколько брендов, отходящих супругу, и более внушительный перечень собственности, оставляемых жене. А вы что хотели? Бизнес есть бизнес, хоть и семейный!
Сегодня стало вновь модно содержать семейный магазинчик или дизайн-студию (салон красоты, эксклюзивный отдел в бутике), передавать высокие должности и связи детям, развивать семейный бизнес в Интернете. Наряду с этим в России возрождаются традиции фермерства, появляются частные пекарни и мебельные цеха, возрождаются династии врачей, уч ёных и педагогов.
Вот несколько примеров успешного ведения дел российскими семейными кланами:
«Лаборатория Касперского»:
В прошлом году крупнейшей российской антивирусной компании едва удалось избежать революционных перестановок в совете правления. Наталья Касперская занимает сейчас пост Председателя совета директоров. А её экс-супруг Евгений Касперский, обладатель внутрикорпоративного прозвища «Бренд» и главный акционер, владеющий половиной компании, является Генеральным директором «Лаборатории». Помимо них в Совет правления входят ещё пять человек, представляющих филиалы компании в России, США и Китае.
Магазины электроники «Мир»:
Кому доверить свой бизнес, когда возраст уже не позволяет заниматься любимым делом так же активно, как десять лет назад? Основатель крупной сети магазинов электроники «Мир» Александр Кабанов в конце прошлого года заявил о передаче управления предприятием собственному сыну, занимавшему тогда пост вице-президента компании.
Успех на «Forex»:
Москвич Алексей Карпенко уже много лет успешно работает на рынке «Forex» и активно приобщает к этому делу своего 10-летнего сына Антона. С первого класса Антон вместе с отцом внимательно смотрел учебные фильмы, запоминал сюжеты, вникал в таблицы и термины. Сейчас Алексей с гордостью говорит:
– Успехи у Антона, конечно, переменные. Серьёзных денег я ему пока не доверяю, да и не в деньгах дело! Самое главное: я дам сыну профессию, благодаря которой он никогда не останется без работы. И что интересно: жена, видя наше с сыном упорство, постепенно тоже втянулась в хитрую науку трейдинга.
Ландшафтное дело:
Рассказывает Евгений Андреев, генеральный директор ЗАО «Динос-Парк»:
– Семейный бизнес – это хобби, двигатель, стиль жизни всех его участников. Семейное дело – это когда ты ложишься спать, и тебе снятся сны о твоих проектах, когда ты едешь отдыхать для того, чтобы найти новые идеи и посмотреть ландшафты других – и тебе это нравится. Конечно, сложно разделить рабочее время и выходные дни. Если кто-то из нас, к примеру, едет в Монте-Карло, то в казино, как большинство людей, он не пойдет – он поедет посмотреть, как там реализованы японские сады. Отдых является для нас не наградой за работу, а ее продолжением.
Небольшая семейная компания, как наша, очень удобна с точки зрения управления: мы оперативно реагируем на изменение условий внешней среды. Плюс к этому – мне не нужно прилагать лишних усилий для того, чтобы что-то объяснять членам семьи. Они понимают состояние дел без лишних слов. Другой положительный момент заключается в том, что в семейном бизнесе накопленные знания, опыт, полученный в ходе работы, не исчезают, не уходят вместе с наемными работниками, а остаются внутри компании. Правда, порой, именно к близким приходится быть особенно требовательным…
Магазин «Сказочник» (г. Ижевск):
Николай и Юлия Мацулевич успешно воплотили в жизнь давнюю мечту о своём магазине эксклюзивных подарков. Найдя хороших мастеров по дереву, металлу, профессиональных портных и дизайнеров они начали принимать заказы на создание и подбор индивидуальных подарков для VIP-лиц Ижевска и республики. Пока Николай ведёт переговоры с поставщиками и мастерами из других городов, жена проверяет бухгалтерскую отчётность, содержит штат продавцов, а также организует в магазине тематические вечера, семинары и выставки для клиентов, приглашая к себе на огонёк известных в Ижевске психологов, актёров и художников.
И последнее. Появившийся недавно журнал «Семейный бизнес» выходит под девизом: «Добейся успеха в бизнесе, сохранив семью и здоровье!». Главный редактор журнала – Лариса Ласточкина – постоянно получает письма от удивлённых читателей: «Любому человеку в жизни хорошо удаётся что-нибудь одно: либо семья, либо карьера. А вы предлагаете совмещать? Так не бывает!»
– Бывает! – отвечает Лариса. – Просто задумайтесь, ради чего вы работаете? Если ваш изначальный мотив – большая сумма денег, можете даже не заглядывать в наш журнал. Если же отправной точкой служит комфорт и благополучие ваших близких – то почему бы не совместить приятное с полезным?
Чаще видеть своих родных, обсуждать с ними общее дело или семейное творчество, вместе планировать своё прекрасное будущее – что может быть приятнее?!