Известнейшие компании мира, которые тратят миллионы долларов на рекламу и продвижение своих брендов, признались в своей беззащитности перед медиавирусами. По словам представителей компаний, они ничего не могут сделать с городскими мифами, которые распространяются о концернах по всему миру посредством Интернета. При этом все больше и больше людей принимают эти слухи на веру, даже не удосуживаясь их проверить.
Медиавирусы, сарафанное радио или городские мифы – именно от этого страдает имидж крупнейших мировых производителей. Писатель Норман Мейлер даже придумал термин «фактоид», которым называются полностью не соответствующие действительности факты, которым люди начинают верить в силу их широкой распространенности, пишет Times.
«Представители Adidas опровергают, что название фирмы расшифровывается как All Day I Dream About Sex»Одним из самых ярких примеров таких мифов можно назвать слухи об автомобилях Chevrolet Nova, которые якобы не продаются в испаноязычных странах из-за того, что название машины переводится на испанский язык как «не едет».
Как заявляют представители компании, проблем с продажей этих автомобилей в действительности нет. К тому же национальная нефтяная компания Мексики продает топливо под таким же брендом.
Немало мифов окружает и компанию Coca-Cola. Самым популярным среди них является слух о том, что производители продолжают добавлять в свою продукцию кокаин. Когда-то это действительно было так. Однако с того момента прошло по меньшей мере 80 лет.
Другие легенды о Coca-Cola гласят, что ее владельцами являются мормоны и что она разместила рекламу над храмом Гроба Господня в Иерусалиме. На самом же деле уже доказано, что эта фотография была сделана с помощью программы Photoshop.
Компания Procter & Gamble устала бороться со слухами о том, что она связана с сатанизмом. Такая легенда появилась из-за ее первого логотипа «Человек в Луне», придуманного в 1851 году. Некоторые усматривают в расположенных на нем звездах зашифрованное число 666. К тому же обыватели заметили, что самих звезд на нем 13 штук.
Позже были очень популярны слухи, что глава Procter & Gamble признался в телевизионном шоу в отчислении части прибыли Церкви Сатаны, чего на самом деле не было.
Еще один миф развеивает компания Adidas. Ее название вовсе не расшифровывается как All Day I Dream About Sex («Целыми днями я мечтаю о сексе»), а происходит от имени основателя фирмы Ади Дасслера. Точно так же название Gap вовсе не расшифровывается как Gay And Proud («Гомосексуальность и гордость»).
Кроме уже упомянутых фирм, от городских легенд пострадала и Domino's Pizza. Распространители мифов однажды заявили, что во время ее рекламной акции по доставке пиццы в течение не более чем 30 минут один водитель задавил ребенка, что не соответствует действительности.
Феномен городских мифов изучается специалистами уже не первый год. Хроникер портала urbanlegends.com Дэвид Эмери называет городские легенды апокрифами, выдаваемыми за правду, об ужасных, загадочных или парадоксальных вещах, которые якобы произошли с реальными людьми.
Вместо доказательств рассказчику приходится полагаться на свои таланты и упоминание якобы заслуживающих доверия источников («друг моего друга клянется, что это правда»). Легенды возникают спонтанно, и их происхождение трудно проследить.
При этом в последние годы развитию городской мифологии способствует Интернет. В качестве примера можно привести случай 2004 года, когда электронную почту американцев наводнили фотографии так называемых верблюжьих пауков, якобы нападавших на солдат в Ираке.
Подпись под фотографией гласила: «Эти гады обладают вертикальным прыжком, которому позавидовал бы профессиональный игрок в баскетбол, они вводят вам местную анестезию, и вы не чувствуете, что вас едят».
Энтомологи впоследствии писали, что эти пауки неядовиты и не представляют угрозу ни для людей, ни для верблюдов.
По словам Дэвида Эмери, узнать очередной миф в Интернете несложно. Как правило, тема сообщения в таких случаях написана заглавными буквами. Сам текст рассчитан на эмоциональное воздействие и содержит мало точной информации, зато пестрит восклицательными знаками.
Стоит отметить, что городские легенды появились задолго до электронной почты и видео. В 1830-х годах на улицах Лондона появился персонаж, получивший название Джек-попрыгун. Некая женщина заявила в полицию, что на нее напал высокий худой мужчина в длинном черном плаще.
Одним прыжком он оказался перед ней и, прежде чем она смогла пошевелиться, выдохнул ей в лицо языки синего пламени. Джека неоднократно видели в Лондоне и считали отпрыском дьявола, некоторые очевидцы говорили, что у него есть рога и копыта.