Идея создания «газового ОПЕК» стран-экспортёров газа всё больше выходит из области предположений и слухов в сферу конкретных решений и намерений. В понедельник стало известно, что Иран, Алжир и Египет подали заявку на размещение на своей территории представительств ещё не созданной организации, цель которой централизовать контроль за мировыми ценами на газ. Традиционными противниками инициатив ведущих экспортёров топлива, являются главные потребители газа — страны Запада, которые, судя по всему, будут вынуждены смириться с появлением новой влиятельной организации. Однако эксперты считают, что «запад ещё повоюет».
Идея создания «газового ОПЕК» по аналогии с «нефтяной ОПЕК», муссируется в России и мире уже 5 лет. Однако до реальных намерений создания организации, призванной контролировать цены на «голубое топливо», дошло лишь в 2006 году на саммите G8 в Санкт-Петербурге, как необходимый шаг «по обеспечению энергетической безопасности России». Суть идеи заключалась в установлении Москвой контроля над экспортными ценами на газ, скачущих из-за их не совсем обоснованной привязки к цене на нефть.
Таким образом, наряду с попыткой создать специальную биржу, призванную взять на себя роль площадки по продаже и заключению экспортных энергетических контрактов, Москва пытается наладить контроль над тарифами с другой стороны – организуя газовый картель с ведущими экспортёрами «голубого топлива»: Ираном, Алжиром, Индонезией, Ливией, Малайзией, Россией, Нигерией, ОАЭ, Катаром, Египетом, Тринидад и Тобаго, Венесуэлой и Норвегией, участвующей пока в качестве наблюдателя. Однако называть Россию – самой активной синергетической силой среди «газовых» государств пока не приходиться. Первенство в этом смысле можно отдать Ирану и Венесуэле, которыми руководит желание выхода из изоляции без политических потерь, что возможно только с помощью использования своего главного и единственного козыря – экспорта энергоресурсов. Благодаря созданию «газовой Опек» иранское и венесуэльское правительства, по всей видимости, утвердятся на своих местах и в своих политических взглядах ещё больше, получив необходимые финансовые гарантии своего нахождения во власти и рычаги управления над своими идеологическими врагами.
В свою очередь, такие скромные с точки зрения влияния на мировую энергетическую конъюнктуру страны, как Египет и Тринидад и Тобаго, хотят присоединиться к «газовой компании» с целью обретения реальных рычагов влияния на своих покупателей при небольших залежах газа. Остальные предположительные члены новой организации, судя по всему, хотят максимально отвязать газовые цены от нестабильных нефтяных тарифов. В этом смысле Россия – не исключение. Однако если Ливии, Венесуэле и Ирану не привыкать осуществлять смелые антизападные походы, то Москва до сегодняшнего момента, всеми силами показывала свою отстранённость от объединительных шагов других стран вокруг гипотетического «газового ОПЕК», не желая, тем самым, идти в открытую конфронтацию с Западом. Тем не менее, глава российского газового гиганта постоянно проводил встречи со всеми заинтересованными сторонами. «Главными противниками новой организации станет Европа и Штаты, где больше всего пострадает первая», — считает эксперт ИК «Арбат Капитал» Виталий Громадин. По его мнению, если организация газовых экспортёров всё же возникнет, то «Европа потеряет последние возможности влиять на газовые цены».
Аналитик утверждает, что газовый рынок Европы сейчас относительно диверсифицирован, «поставки осуществляются не только из России, но и из Ливии, Алжира и т.д.», что, по его мнению, создаёт возможность хоть как-то влиять на ценообразование. При создании «газовой ОПЕК», которая объединит всех европейских поставщиков «голубого топлива», Европа оказывается фактически в тисках, выбраться из которых, по мнению Громадина, ей вряд ли удастся. При этом аналитик подтверждает, что объявление о готовности строительства на своей территории представительств «газовой Опек» Алжиром, Египтом и Ираном, «приближает реальное создание организации».
Между тем Запад недвусмысленно даёт понять, что предпримет всё возможное, чтобы помешать создать новую организацию экспортёров газа. Ещё в 2006 году Польша выступила с инициативой создания так называемого «энергетического Нато», берущего под свои знамёна Украину, Молдавию и Грузию, пострадавших в своё время от приостановок энергопоставок из Москвы. Однако как «энергетическое Нато» будет осуществлять «соблюдение энергетической безопасности Европы», не говорилось.
Однако угрозы в адрес Москвы и всех заинтересованных сторон поступали и из Белого дома, где «газовая Опек» устами зампреда комитета конгресса США по международным делам Илеаны Роз-Летинен, называлась не больше не меньше как «глобальной организацией по вымогательству и рэкету, которая будет представлять основную и долговременную угрозу мировым поставкам энергоресурсов». Виталий Громадин, в свою очередь считает, что в условиях нарастающего противостояния России и Запада, осуществления контроля над ценами на газ, станет «разменной монетой России» за критику со стороны Запада.
В этом смысле, уверенность Москвы, с каждым днём переходящая в самоуверенность, действительно может форсировать объединительный процесс среди экспортёров газа. Однако Россия вполне может ограничиться показательным шагом, символизирующим свои возможности и силы действенно влиять на Запад, поскольку до подписания конечного документа о создании «газовой ОПЕК» ещё очень долго. Тем не менее, главные организационные вопросы и устав организации, страны-участницы обсудят на предстоящей 18-19 октября встрече в Каракасе (Венесуэле). Где будет располагаться секретариат организации, видимо, станет известно на встрече министров стран-участниц 18 ноября в Москве.