Главная » Компании » Черногория: только для богатых?

Черногория: только для богатых?

Адриатический рай, который открыли и облюбовали для себя россияне в Черногории несколько лет назад, получил на днях «верительную грамоту» от министров иностранных дел двух стран. По сути безвизовый режим создает для россиян и черногорцев новое соглашение, подписанное Сергеем Лавровым и Миланом Роченом в Нью-Йорке, где оба министра принимают участие в очередной сессии Генассамблеи ООН.

Черногория – маленькая уютная страна с население всего в 650 тысяч человек, «прилепившаяся», словно ласточкино гнездо, на Адриатическом побережье. Из-за ее удивительного микроклимата, где морской воздух, встречаясь с горным, создает волшебную, как говорят сами черногорцы, «воздушную баню», прозрачнейших морских вод и самого южного в Европе необыкновенного фьорда, которым называют Бока-Которский залив, Черногория занесена ЮНЕСКО в разряд стран с самой здоровой экологией. Еще несколько лет назад здесь можно было найти места, где, образно говоря, не ступала нога российского человека.

Сегодня Черногория — одно из самых любимых мест, куда российские туристы направляются в любое время: благо, более 200 солнечных дней в году позволяют здесь расслабиться практически всегда. Однако в этом летнем сезоне в туристической «дорожной карте» Черногории появились новые знаки, которые требуют объяснений и анализа. Неожиданно выяснилось, что в июне готовые к принятию туристов пляжи на разные вкусы оказались мало заполненными. Для тех, кто бывает здесь именно в это время (нет изнуряющей жары, больших толп отдыхающих и проблем с водой), это было видно невооруженным глазом. Конечно, июньским туристам такая вольница, когда на пляжах было где упасть не только яблоку, но и можно было рассыпать их мешками, — понравилась. Но для бизнесменов и частного сектора, который ежегодно подкармливается «дикарями» (в основном, из Сербии, России и Украины), такое положение оказалось не весьма приятным.

Несмотря на то, что власти Черногории называли в прессе июньский «отлив» приезжих предсказуемым и утверждали, что этот «недоезд» компенсировался активным притоком отдыхающих в апреле и мае, всем стало очевидно, что сфера местного туризма претерпевает некие фундаментальные изменения. Как считают руководители многих туристических агентств, причиной подобного сбоя являются цены — как в гостиницах, так и в частном секторе. Именно с начала нового туристического сезона в этом году они стали «кусаться», увеличившись в июне на 20–30% по сравнению с прошлым.

Очевидно, что их рост вызван двумя причинами: все возрастающими потоками жаждущих найти свое местечко под черногорским солнцем, а также подорожанием топлива. Второе привело к росту цен по всей стране и, конечно же, не могло не затронуть по-сути кровеносную систему черногорской экономики – туризм и его инфраструктуру. Многие представители местных агентств называют еще и третью причину возникшей заминки на старте: бесконечные строительные работы, вопреки местным законам, ведущиеся во время летнего сезона – кому ж это понравится? Как отмечают практики в турагентствах, все это в совокупности и стало причиной уменьшения числа отдыхающих, в том числе и наших соотечественников, на местных пляжах.

К указанным причинам следует добавить и другие немаловажные обстоятельства, которые всплывают при более близком рассмотрении ситуации. Как отмечают завсегдатаи и «фаны» Черногории, их надежды на то, что со временем местный сервис станет более навязчивым, то есть более качественным, пока все еще находятся в стадии затянувшегося ожидания. Пока дела в этом направлении движутся слишком медленно. При этом цены на туристические услуги уверенно растут, а качество остается во многом по-прежнему низким, несмотря на все прилагающиеся усилия. Многие российские туристы, выбравшие в этом году другие маршруты, говорят о том, что за такую же цену, которую прошедшим летом надо было заплатить для наслаждения красотами Черногории, можно значительно качественнее и притязательнее, с точки зрения сервиса, отдохнуть, например, в Испании. А в Турции за эту цену можно получить хороший отель с «все включено».

Как считают в официальных структурах Черногории, отвечающих за развитие туризма, прошлый сезон выявил основные недостатки и проблемы, с которыми вот уже несколько последних лет сталкивается индустрия отдыха в стране. Главная проблема – страна физически не может на должном уровне принять всех, кто хотел бы сюда приехать летом. Попросту говоря, пляжей и мест отдыха на побережье уже не хватает. По мнению экспертов, в частном секторе на черногорском побережье есть как минимум 250 тысяч мест для приема отдыхающих. Но многим туристам в этом году или не хватило отелей, или их цена оказалась не по карману. По некоторым данным, число сдаваемых отдыхающим мест только за последнее время возросло на 20%, и это еще не предел. По подсчетам в министерстве туризма, черногорские пляжи могут принять максимум 270 тысяч отдыхающих. (Сюда входят не только существующие пляжи, но и запроектированные на будущее.)

Опасность развития ситуации в линейном направлении заключается в том, что полная «загрузка» этого сектора привела бы, по мнению экспертов, к катастрофе на побережье. Ведь уже сейчас летом возникают большие проблемы с водой не только в городах, стоящих непосредственно на Адриатике, но и в 4-7 километрах от моря. В туристический сезон вода подается по определенному графику в каждом населенном пункте. Не безразмерны также и возможности страны с резко возрастающим в сезон потреблением электричества. Не выдерживают нашествия людей и пляжи: в пик сезона люди здесь уплотняются так, как ирландская сельдь в бочке. С той лишь разницей, что сверху еще и здорово припекает.

Именно все эти тревожные обстоятельства заставили власти Черногории обратиться к анализу создавшейся ситуации и выработке новых эффективных решений в этой сфере. В «Стратегии развития туризма в Черногории до 2020 года» указывается, что туристические потоки следует сбалансировать по времени. Это значит, что в страну надо привлекать больше народа в несезонное время. В «Стратегии» поставлена также задача увеличить доходы, получаемые с туристов за сутки, за счет повышения качества облуживания. А для разгрузки пляжей всем туристическим комплексам следует строить бассейны.

Предполагается, что эти меры позволят «разгрузить» объекты туриндустрии в летние месяцы. Приложенные в этом направлении усилия, считают в Национальной туристической организации, уже дают свои плоды. Слабый приток туристов в прошедшем сезоне в июне был компенсирован их большим наплывом в течение апреля и мая. По данным Национальной туристической организации, с января по май 2008 года число туристов увеличилось на 15 %, а количество ночевок возросло на 33 %.

Одной из важных составляющих новой туристической политики в Черногории становится также реализация рекомендаций зарубежных экспертов о замене массового туризма элитным. Предполагается, что недостача десятков тысяч «бедных» туристов будет с лихвой перекрыта деньгами меньшего количества богатых отдыхающих. Прогнозируя прошлой весной на пике сезона рост числа отдыхающих всего на 3-5 % по сравнению с прошлогодними 15–20 %, представители Черногорского туристического объединения (CTU) высказали мнение, что сейчас, когда страна хочет привлечь богатых клиентов, такого большого прироста, как в прошлые годы, и не требуется.

Этот аспект новой туристической тактики и стратегии Черногории означает, что стране придется искать инвесторов, вкладывать больше средств в инфраструктуру и сервис, чтобы сделать страну привлекательной и желанной для капризных и взыскательных толстосумов. Пока же таких новых и соответствующих замашкам богатых туристических комплексов в Черногории – раз, два и обчелся. По сути, соответствием мировым стандартам могут похвастать всего несколько. Среди таковых построенная с помощью российского, между прочим, бизнеса гостиница Splendid в очаровательном местечке Бечичи, что возле черногорской столицы развлечений — Будвы. Как писала одна из газет, «эта страна не видела ничего подобного отелю Splendid, предоставляющего бесподобно роскошные условия тем, кто может это себе позволить».

А пока же статистика говорит о том, что в прошлом году 35% всех туристов, посетивших республику, прибыли из соседней Сербии, четверть — из стран Евросоюза и 10 процентов из России. В этом году (по состоянию на конец августа) в Черногории отдыхали 60 тысяч человек, что на 5% больше, чем в прошлом. Потери туристического бизнеса, несмотря на попытки компенсировать обмеление летних потоков весенними и зимними, в количественном измерении массово прибывших по сравнению с 2007 годом составили, по оценкам экспертов, от 10% до 15%. Видимо, богатые пока все еще в размышлениях о новых стратегических планах черногорцев.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Дорогая для Украины Европа

Украинский бюджет потеряет порядка 400 миллионов евро из-за подписания соглашения об Ассоциации с Евросоюзом. Об ...