С весны по осень 2008 года газета «Акция» и приложением «Акция.Карьера» проводили третий ежегодный рейтинг «50 работодателей мечты для молодых специалистов». Результаты рейтинга обозначили две тенденции: молодежь верит в карьерное чудо госструктур и мечтает основать свой успешный бизнес.
Или в мире бизнеса, или в головах молодых людей из года в год практически ничего не меняется — такая мысль напрашивается при взгляде на таблицу рейтинга. Компании меняются позициями в рейтинге, как квадратики в пятнашках, но на игровом поле остаются практически одни и те же игроки. По сравнению с прошлым годом в списке добавилось несколько новичков: судоходный гигант Maersk, Boston Consalting Group, мировой лидер по технологиям нефтегазовой отрасли Schlumberger, Toyota, РЖД, Danone, «Норильский никель», «Ростелеком», adidas Group и Siemens. Но никто из них не вошел даже в тридцатку. Успешней всех стартовал Danone, заняв 31 место. Главная потеря рейтинга — целая отрасль HoReCa, которую в 2007 году отстаивал один-единственный Marriott.
Традиционная десятка
Топ-10 рейтинга — оплот традиций. Вряд ли имеет большое значение, сколько строчек украли в борьбе друг с другом «Газпром», «Лукойл», Microsoft, второй год подряд распределяющие между собой первые три места. Державшаяся за ними на четвертом месте в 2007 году Администрация президента РФ обосновалась на девятой позиции, поменявшись местами с Google, который был девятым в прошлом году. Procter&Gamble переехал с восьмого места на пятое, показав лучший результат среди FMCG-компаний за все три года. PricewaterhouseCoopers сохраняет статус-кво с шестым местом. На седьмой ступеньке одна финансовая компания сменила другую: «Тройка Диалог» заняла место Внешторгбанка. С шумом ворвался в десятку странным образом никогда не входивший в нее McKinsey. Сдали позиции мобильные операторы: бывший в 2007 пятым МТС замкнул дюжину, пропустив вперед на десятое место Вымпелком.
Личное дело — каждому
Главный сюрприз рейтинга-2008 — тяга молодых людей к предпринимательству. Причем такая, что на всех инвестиционных фондов не хватит. Пункт «Свой бизнес» прыгнул с 32 на 11-е место. Как можно этому не радоваться? «Хотелось бы, чтобы в рейтингах 2009 и 2010 годах набрали силу позиции, связанные с собственным бизнесом (таким же креативным, инновационным и эффективным, как большинство компаний этого проекта), а вот работа в госорганах досталась тем, кому „служить“ ближе, чем „создавать“, — замечает предприниматель и журналист Константин Бочарский. — Хотя, конечно, реальность вряд ли корректируется так быстро». — «Возможности для стартапов действительно растут, — комментирует декан экономического факультета МГУ Василий Колесов. — На нашем факультете предлагается программа управления инновациями, на которой настойчиво проводится мысль, что возникает больше шансов для эффективного управления, когда выпускники берутся за собственный бизнес, со всеми его вызовами и рисками».
Друг государства
Пока политологи с интересом наблюдают, как падает имидж России в глазах мирового сообщества, молодежь, похоже, с завидным упорством хочет приобщиться к государственным символам. Три позиции: «Администрация президента РФ», «Правительство РФ» и «Государственные структуры» — это рекорд рейтинга, из-за которого пришлось выделить этих работодателей в отдельный сектор экономики. Немало в топ50 и компаний, частично или полностью принадлежащих государственным структурам. Похоже, жаждущие получить вакансию в «Газпроме» действительно верят, что мечты сбываются. Этому не удивляется декан факультета экономики МГУ Василий Колесов: «Принято считать, что государственные экономические структуры и компании с сильным участием государства заведомо менее эффективны в сравнении с частным бизнесом, но они реальные конкурентные участники рынка рабочей силы и всё более ориентируются на уровень зарплат в частном бизнесе. В этом смысле ими активно интересуются выпускники».
Могущественный бренд
Но сколько бы ни было российских компаний с сильными брендами и хорошими возможностями карьеры, всё равно часть молодых людей будет мечтать о работодателях с мировым именем — даже если они не представлены в России. Второй год подряд в середину рейтинга попадает Apple, у которого нет офиса в Москве. Немного недотянули до топ50 такие монстры, как Virgin, AOL Time Warner, Vodafon и Wal-Mart. Кто-то в погоне за нереализованными детскими мечтами даже проголосовал за NASA. «Все мы хотим работать там, где кроме рациональной мотивации еще и просто „интересно“. Ну и конечно, хочется, чтобы сияние этого бренда осветило и тебя самого», — объясняет Константин Бочарский. Бренд преображает реальность — главное, чтобы этот принцип не брал верх при выборе и отечественных работодателей. Эксперты подозревают, что так оно есть. «Популярность компании среди молодых специалистов — это в большей степени восприятие бренда, а не реальная оценка работодателя. Молодые люди, скорее всего, не владеют детальной информацией об условиях труда в этих компаниях», — уверена HR-директор «Рамблер Медиа» Маргарита Кузина. С ней соглашается генеральный директор компании Parallels Сергей Белоусов: «Молодые люди очень подвержены влиянию брендов, в том числе из IT-индустрии. Это не плохо. Но в нашей стране существует большое количество „нераспиаренных“ компаний с хорошо организованной структурой, системой управления и выручкой, превышающей размеры выручки, которую получают на местном рынке представительства мировых компаний. В них у специалистов есть реальная возможность гораздо быстрее развиваться, чем в крупных структурах».
Альтернативный выбор
Но помимо сияния бренда этот рейтинг напомнил и о другом. О том, что карьера не ограничивается нефтяными вышками, банковскими счетами и думским мандатом: среди молодых специалистов есть и учителя, и ученые, и врачи. В расширенный рейтинг 100 компаний вошел, например, пункт «Школа» — и он не так далеко отстал от пятидесяти лучших. Несколько человек указали компанией мечты детский лагерь и детский интернат. Не остались без голосов и медицинские учреждения: поликлиника, скорая помощь, больница. И даже ответ «Жить за счет родителей» намекает на то, что сегодня у молодых людей гораздо больше разных желаний и устремлений, чем кажется.
Top50 работодателей мечты для молодых специалистов
№ в 2008г.
Работодатель
№ в 2007г.
Изменение №
1 Газпром 1 0
2 Microsoft 3 1
3 Лукойл 2 -1
4 Google 9 5
5 Procter&Gamble 8 3
6 PricewaterhouseCoopers 6 0
7 Тройка Диалог 12 5
8 McKinsey&Company 24 16
9 Администрация президента РФ 4 -5
10 ВымпелКом 17 7
11 Свой бизнес 32 21
12 Мобильные ТелеСистемы 5 -7
13 BBDO 13 0
14 Mars 28-30 14 — 16
15 Ernst&Young 10 -5
16 МегаФон 22 6
17 ВТБ24 — —
18 ТНК-BP 18 0
19 The Coca-Cola Company 31 12
20 Роснефть 35 15
21 KPMG 21 0
22 Сбербанк 45 23
23 Яндекс 44 21
24 IBM 16 -8
25 Unilever 28-30 3 — 5
26 Nestle 40-42 14 — 16
27 Deloitte 20 -7
28 Первый канал 34 6
29 Правительство РФ 36-37 7 — 8
30 British American Tobacco 25-26 -9
31 Danone — —
32 Госструктуры — —
33 Apple 27 -6
34 СТС-Медиа 11 -23
35 Альфа-Банк 15 -20
36 Студия Артемия Лебедева 47 11
37 РАО «ЕЭС России» 38 1
38 Intel 25-26 -25
39 Schlumberger — —
40 Российские железные дороги — —
41 L"Oreal 28-30 -24
42 Boston Consulting Group — —
43 Toyota Motor Corporation — —
44 adidas Group — —
45 Independent Media Sanoma Magazines 33 -12
46 Maersk — —
47 Siemens — —
48-50 Евросеть — —
48-50 Уралсиб 43 -12
48-50 Норильский никель — —
Источник таблиц: Портал „Акция.Карьера“