Китай готов продолжать с Россией переговоры о поставках нефти и кредитах нашим нефтяным компаниям, синхронно объявили во вторник министр энергетики Сергей Шматко и анонимный источник с китайской стороны. Почему сразу не заладилось? Со встречи в конце октября, как рассказывают близкие к переговорам источники, российские представители ушли хлопнув дверью. Китайцы якобы потребовали от наших нефтяников таких гарантий по кредиту, что тем стало оскорбительно. Как же так, ведь мы согласились сделать ответвление от нефтепровода и тем самым обеспечить Поднебесную топливом, а они нам денег на льготных условиях давать не хотят?! Сейчас нефтяники поостыли. Видимо, поняли, что ждать щедрости от Китая по меньшей мере недальновидно.
В конце октября было окончательно решено (о чем и подписано соответствующее соглашение), что китайцы получат ответвление от нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан и таким образом обеспечат себя бесперебойными поставками нефти. Речь об этом китайцы заводили уже давно, мы ничего против не имели, но с формальностями заканчивать не спешили. Видимо, думали, как бы повыгоднее «продать» трубу китайцам.
В итоге придумали. Предполагалось, что хоть нефть потечет на Восток и не скоро, но денег Пекин даст нам уже сейчас — в качестве кредитов российским нефтяным компаниям «Роснефть» и «Транснефть». Первой предназначалось 10 миллиардов долларов, второй — 15. Судя по всему, принципиально против такой схемы китайское руководство не возражало, а детали кредитного соглашения стороны договорились обсудить до 25 ноября.
Переговоры начались на прошлой неделе, но застопорились. Причем по инициативе российской стороны. По словам источника в российской делегации, китайская сторона выдвигает «абсурдные условия кредитования». «Они не определяют фиксированную стоимость денег. Они хотят предоставить средства по плавающему курсу. То есть китайская сторона предлагает давать деньги как банковский кредит», — возмущался источник. Мало того, китайские представители потребовали «многократных гарантий этого кредита, гарантий по выручке, по нефти месторождений». В итоге наши переговорщики ушли, хлопнув дверью. Удерживать их, понятное дело, никто не стал. Не хотите — как хотите, рассудили китайцы.
И ведь действительно оно нам прежде всего надо. Во-первых, деньги, которых ожидают «Роснефть» и «Транснефть», — это, конечно, кредит под поставки, но собственно нефти из этой трубы пока еще никто не видел. Да и трубы этой самой еще нет в наличии — она только в проекте. Во-вторых, вполне понятно со стороны Китая и желание обезопасить свои деньги, привязав кредит к плавающему курсу и потребовав дополнительных гарантий. Пекин вроде и богат (одних золотовалютных резервов у Китая на сумму полтора триллиона долларов), но разбрасываться средствами в такой непростой для мировой экономики момент тоже странно.
Не очень понятно, почему мы вдруг решили, что китайцы должны нам дать денег легко и непринужденно, не задавая лишних вопросов. Потому что мы гоним свою нефть им, а не в Европу? Так это не одолжение Китаю, а объективная необходимость. Хорошо, что на Востоке такой мощный рынок сбыта, что, сколько ни поставь, все мало будет. Сейчас вообще в развитых странах экономический спад, и нефть все меньше пользуется спросом, оттого и дешевеет на глазах. Нынешняя позиция Китая по кредитам — это не придирчивость и не вредность, а спокойный прагматизм. Хорошо бы нашим переговорщикам, которые хлопают дверями перед носом кредитора, перестать думать, что нам везде обязаны и нас везде ждут с распростертыми объятиями. Ждут, но исключительно как деловых партнеров, способных договариваться на рыночных условиях.
Переговоры продолжатся уже в ближайшее время. «Российская сторона получила соответствующее уведомление», — сказал во вторник источник в Министерстве энергетики. При этом китайская сторона не сообщает, на каких условиях она готова продолжать обсуждение контрактов, добавил источник. А чуть раньше министр энергетики Сергей Шматко вообще опроверг информацию о срыве первого этапа переговоров. «Мы удивлены той информацией, которая была в СМИ, что переговоры были приостановлены. Идут переговоры по графику, есть технический перерыв», — добавил он.
Будем надеяться, что теперь действительно все пойдет по графику.