Главная » Компании » Российская экономика: будет плохо, но насколько плохо?

Российская экономика: будет плохо, но насколько плохо?

Торможение российской экономики вписывается в общемировую картину, но шокирует то, как резко оно наступило после многолетнего бурного роста.

Сомнений нет: длившийся долгие годы экономический бум в России подошел к концу.

18 ноября Всемирный банк последним среди авторитетных организаций снизил прогноз ВВП России на следующий год с 6,5 до 3 процентов. Незадолго до этого схожую поправку в свои прогнозы внес Международный валютный фонд (с 5,5 до 3,5 процентов). Многие аналитики смотрят на вещи даже еще мрачнее, а кое-кто даже пророчит России рецессию.

«Не вижу, каким образом Россия может добиться трехпроцентного роста в следующем году», — говорит Андерс Аслунд (Anders Aslund), старший научный сотрудник вашингтонского института международной экономики имени Питерсона. «На наших глазах происходит быстрая деградация каждой отрасли, включая банковский сектор, недвижимость, строительство, металлургию, — и, конечно, не будем забывать о ценах на нефть».

Резкий поворот событий

Торможение российской экономики вписывается в картину общемировых тенденций, однако резкость, с которой замедлился рост, вызывает шок из-за резкого контраста со стабильным ростом, который с начала десятилетия держался на среднегодовом уровне в семь процентов. Еще в начале полугодия рост экономики составлял 7,8 процента; кроме того, до самого недавнего времени большинство простых россиян даже не подозревали о том, что экономика рушится.

И все же в стране все заметней и заметней признаки жестокого удара, который был нанесен по фондовым рынкам мировым кризисом. Банковскую систему штормит, а фондовые рынки пострадали как нигде в мире — за шесть месяцев их стоимость снизилась на 75 процентов, а курс рубля к доллару с начала августа упал на 17 процентов.

Однако признавать масштаб проблемы на официальном уровне начали только сейчас.

«Сегодня стало ясно, что кризис, к сожалению, перекидывается с финансового сектора на реальные секторы экономики», — признал президент Дмитрий Медведев 18 ноября.

Устрашающие масштабы

Сектор за сектором экономика ощущает на себе последствия кризиса: фирмы объявляют о сокращении штатов, снижают зарплаты и выпуск продукции — словом, ясно, что масштаб экономических затруднений намного больше, чем казалось раньше. 19 ноября автомобильная компания ГАЗ объявила, что в связи с резким падением спроса на автомобили их завод переходит на трехдневную рабочую неделю. Днем раньше ведущий производитель стали, компания «Северсталь», объявила о снижении выпуска продукции вдвое по сравнению с летним показателем, а также об отказе от большинства пунктов своей трехлетней инвестиционной программы общей стоимостью восемь миллиардов долларов.

Еще несколькими днями ранее ведущая сельскохозяйственная компания «Разгуляй» объявила об увольнении 2200 сотрудников и сокращении инвестиционной программы на 190 миллионов долларов.

«Положение тяжелое и со временем становится все тяжелее», — сказал Крис Уифер (Chris Weafer), старший аналитик российского банка «Уралсиб». — «До сих пор народ не сознавал, что кризис скажется на их жизни. Теперь до них начинает доходить, какова реальность».

По данным министерства труда России, на 13 ноября уже около 3079 российских компаний объявили о намерении сократить штат; в общей сложности будет уничтожено 99 тыс. рабочих мест — в два раза больше, чем предполагалось двумя неделями раньше. Московские компании также сокращают сотрудникам зарплату — когда на полтора процента, когда на все десять (данные предоставлены сотрудниками московской администрации).

Сокращения зарплат стали большой головной болью как для потребителей, так и для предпринимателей, и без того страдающих от дороговизны кредита. Банки практически перестали выдавать кредиты. 18 ноября Йорг Бонгарц (Joerg Bongartz), председатель правления Deutsche Bank Russia, честно сообщил иностранным инвесторам следующее: «У нас полностью нарушена работа [межбанковского] рынка: нет доверия, нет прозрачности, не хватает ликвидности. Кредит стал очень дорогим удовольствием — а то и вовсе недоступным».

Упали продажи автомобилей

Ничто не говорит о масштабе последствий кризиса так красноречиво, как положение на рынке автомобилей. Всего пару месяцев назад аналитики и инвесторы в один голос радовались неслыханному росту продаж (целых сорок процентов за первое полугодие). Но в последние три месяца продажи упали, а в следующем году ожидается дальнейшее падение, примерно на 14 процентов (данные предоставлены ассоциацией европейского бизнеса в Москве).

Конечно, резкий спад не стал полнейшей неожиданностью. Еще в годы бума было понятно, что тенденция к росту ненадежна. На энергоресурсы и металлы приходится около 80 процентов экспортных доходов страны, так что резкое снижение цен на сырье могло в любой момент тяжело ударить по экономике. А сейчас мировая экономика движется в сторону рецессии, и цены на сырье буквально обвалились. Цена нефти держится на уровне примерно 50 долларов за баррель (это ниже, чем показатель в июле, примерно на две трети). Почти столь же серьезными проблемами обернулось для России снижение цен на металлы: так, сталь за этот же период подешевела вдвое.

Однако мало кто мог предвидеть, что обвал цен на сырье совпадет с полным крахом мировых фондовых рынков. Ведь еще до того, как начался последний виток падения цен, многие крупнейшие российские компании почти разорились из-за невозможности рефинансировать взятые за рубежом кредиты без помощи правительства.

Многие тогда надеялись, что Россия выстоит перед бурей благодаря хорошему финансовому положению правительства. За годы роста цен на нефть правительство накопило весьма солидный запас 'на черный день'; в пиковый период стоимость валютных резервов составляла около 590 миллиардов долларов. Сейчас эта величина упала примерно до 460 миллиардов — это четверть годового ВВП России.

Девальвировать рубль?

Разница между двумя последними приведенными цифрами наглядно демонстрирует, что Россия тратит свои резервы с огромной скоростью. С начала августа валютные резервы сократились на 130 миллиардов в результате массового перевода накоплений из рублей в доллары.

Пытаясь принять на себя часть растущего давления, оказываемого на рубль, Центробанк России 12 ноября принял решение расширить „валютный коридор“, фактически девальвировав национальную валюту на один процент. Однако это решение вызвало неодобрение среди экономистов и дальнейшее катастрофическое падение индексов фондовых рынков.

Страх вызван еще и тем, что если Центробанк не сможет защитить рубль, может произойти массовый отказ хранить деньги как в банках, так и вообще в национальной валюте.

„Нарастает неуверенность, доверия будет крайне мало, так как все те рубли, которые вливаются в банки, постепенно будут переведены в доллары“, — объяснила Наталия Орлова, старший экономист „Альфа-банка“.

Несмотря на мрачные перспективы, иностранные инвесторы, работающие в России, стараются делать хорошую мину, подчеркивая, что происходящее — лишь временный спад.

„Рынок все равно будет расти, просто не сейчас“, — Дэвид Томас (David Thomas), президент российского отделения Volvo, озвучивает свою уверенность на конференции иностранных инвесторов, прошедшей в Москве 18 ноября. Он заявил, что ожидаемое в следующем году падение необходимо принять в расчет, заметив также, что за последние три года продажи автомобилей „вольво“ в России увеличились в пять раз.

„Это по-прежнему очень, очень важный для нас рынок сбыта. И он не рухнул окончательно“, — добавил Томас.

Все понимают, что следующий год принесет российской экономике резкий спад, но надеются, что в 2010 и во всех последующих рост возобновится. Кое-какие основания для оптимизма предлагает Международное агентство энергетики, прогнозирующее существенный рост цен на нефть в среднесрочном периоде из-за нарастающего дефицита поставок на мировой рынок. Возможное сокращение квот на добычу странами ОПЕК также может привести к некоторому росту.

Впрочем, будущее мировой экономики остается как никогда туманным, и никто не знает, когда наступит выздоровление. Ясно, однако, что внезапно попавшей под удар российской экономике любая перемена к лучшему нужна как воздух.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.