В Москве участились случаи использования травматического оружия. Причем случаи эти не иначе как неадекватными язык назвать не поворачивается. Официальной статистики несанкционированной пальбы на улицах города пока нет, но практически каждую неделю в милицейские сводки и на страницы газет попадают истории, вникнув в суть которых, понимаешь, что попасть под шальную пулю в нашем городе едва ли не проще, чем в осажденном Бейруте.
Последняя нашумевшая история произошла в минувшие выходные на Ломоносовском проспекте. 22-летний водитель дорогостоящей иномарки с характерной фамилией Лютый попытался обогнать автобус «ПАЗ», чтобы совершить поворот. Но водитель пазика почему-то решил не пропускать настырную иномарку, как он объяснял позже, очень спешил в автобусный парк. Через пару минут такой гонки Лютый все же обогнал автобус и подрезал его. Такой резкий маневр заставил водителя «ПАЗа» остановиться. Тогда Лютый вышел из своей машины и из травматического пистолета стал стрелять по кабине. Стрельба не прекращалась вплоть до приезда милиционеров из местного ОВД, которых вызвали прохожие, ставшие свидетелями обстрела. Стражи порядка обезоружили буяна и доставили в ближайшее отделение милиции.
В конце прошлой недели жертвами вооруженных хулиганов стали сразу трое менеджеров крупной сотовой компании — двое мужчин и девушка. Как рассказали в УВД Южного округа, те вечером пришли в кафе на Дербеневской набережной, где повздорили с компанией за соседним столиком. Чтобы не создавать лишних проблем, менеджеры решили уйти, но на выходе их догнали люди с травматическими пистолетами «макаров» в руках.
Прибывшие по вызову милиционеры застали лежащего на земле и истекающего кровью мужчину, два его спутника тоже были ранены. Вокруг найдены 14 стреляных гильз. Пятерых хулиганов задержали в соседнем дворе, у троих из них были те самые «макаровы». Сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «нанесение тяжких телесных повреждений».
Пару месяцев назад двое водителей не поделили дорогу на шоссе Энтузиастов. В итоге один из участников конфликта достал травматический пистолет и дважды выстрелил в голову своему оппоненту, после чего скрылся с места происшествия.
Но, пожалуй, самая нашумевшая история произошла в сентябре прошлого года на Рябиновой улице в районе дома 44. «Мерседес-600» мчался по пустынной ночной трассе, где в тот момент ремонтировали дорогу. Место работ по всем правилам было огорожено предупредительными знаками. Часть асфальта была снята, и люки, как обычно это бывает, буграми выступали над дорогой. На одно из таких «препятствий» на полном ходу и налетела иномарка. Поскольку машина шла на большой скорости, ее сильно подбросило, после чего она резко затормозила и остановилась у обочины. Из нее вышел молодой человек (как позже вспоминали очевидцы, на вид 30-летний, с бородкой, одет в темную куртку, похож на выходца с Кавказа), обошел свой автомобиль, некоторое время рассматривал правое переднее колесо, после чего решительным шагом направился к дорожникам. Поток ругани обрушился на двух рабочих — 36-летнего уроженца Грузии и приезжего из Армении. Автовладелец кричал, что они виновны, что у его иномарки повреждено колесо, и стал требовать возмещения ущерба. Когда же рабочие отказались, водитель отошел к машине, а затем вернулся — уже с пистолетом и выпустил в них семь пуль. «Рассчитавшись» таким способом с работягами, преступник скрылся с места происшествия в сторону МКАД. Остальные рабочие, услышав выстрелы, бросились врассыпную, и вернулись, только когда преступник уехал. Как рассказала «МП» представитель пресс-службы УВД ЗАО Юлия Макарцева, от полученных ранений живота грузин скончался на месте, а армянина с ранением бедра госпитализировали в институт Склифосовского…
Список таких историй можно продолжать до бесконечности. Милиционеры признаются: народ стреляет часто и не только в столице. Оружейной лихорадкой сейчас охвачены практически все регионы России.
— Как-то работал охранником на крупном авиасалоне, — рассказал «МП» москвич Михаил Гальперин. — При въезде на территорию, где он проходил, водителям нужно было сдавать оружие в специальную комнату хранения. Так я обалдел от того количества оружия, которым владеют наши граждане! Практически в каждой машине был либо помповик, либо «оса» или «макарыч». К вечеру в комнате не оставалось свободного места, оружием было забито все. Я не преувеличиваю. Такое впечатление, что мы работали на военном складе. А недавно сам решил приобрести себе оружие, получил все разрешения и когда пришел в магазин за «осой», был поражен еще раз. За пистолетом я стоял в длиннющей очереди — пистолеты и ружья разбирали как горячие пирожки, и я натурально ощутил, что в стране грядет война, и все к ней активно готовятся.
В словах Михаила есть доля правды. Неофициально сотрудники милиции признаются, что в последнее время число людей, стремящихся приобрести разрешение на оружие и купить его, заметно увеличилось. Виной тому, как это ни звучало бы смешно со стороны — мировой экономический кризис.
— Люди не знают, что их ждет в будущем, они напуганы. Многие всерьез говорят о надвигающемся народном бунте, — рассказал «МП» на условиях анонимности сотрудник правоохранительных органов. — Недавно общался с одним человеком, который раньше даже не задумывался о приобретении оружия, а теперь в срочном порядке занялся оформлением разрешения. Говорит, как же еще свой дом от голодных гастарбайтеров защищать, как не с оружием в руках.
С другой стороны, как признаются сотрудники милиции, «обнищавшие народные массы» в основе своей сами уже давно владеют оружием.
Конечно, в этом милитаристском беспределе во многом виноваты сами сотрудники правоохранительных органов. Формально приобрести даже самый простой травматический пистолет (ту же «осу», например) не так просто. Нужно получить кучу разрешений, собрать много справок, в том числе и от психиатра. На деле же — все как и при получении, скажем, загранпаспорта. Граждане не хотят тратить свое время на стояние в очередях и прибегают к услугам посредников. Сейчас на всех углах висят объявления о «помощи» в получении не только справок, но и самих лицензий на оружие. Так, документы на получение разрешения на травматику стоят от 10 до 15 тысяч рублей, а на гладкоствольное — от 17 тысяч. То есть по сути оружие может оказаться в руках у любого человека, даже если он страдает психическими заболеваниями. А потому число инцидентов, подобных упомянутому обстрелу пазика, будет только расти.
Словно чувствуя сложившуюся в стране ситуацию, Минздавсоцразвития выпустил приказ «Об утверждении норм допустимого воздействия на человека поражающих факторов оружия самообороны». Теперь отечественные пистолеты вроде «стражника» или «осы», а также электрошокеры всех моделей должны работать в допустимых пределах, то есть калечить, но не насмерть. Электрошокер должен поражать током так, чтобы не нарушать работу сердца, а резиновые пули не должны делать из человека инвалида. Стрелять из огнестрельного бесствольного оружия разрешается не ближе, чем с метра.
— Решение о принятии такого приказа назрело давно, хотя я на месте наших законотворцев задумался бы о принятии закона, ужесточающего получение оружия любой мощности, — признался «МП» правозащитник, бывший сотрудник силового ведомства Иван Хомичев. — Ситуация стала настолько критической, что еще чуть-чуть, и выйдет из-под контроля. По неофициальным данным, оружием сейчас владеет каждый третий россиянин. Но ведь оно только называется травматическим, а на деле может нанести человеку травмы, несовместимые с жизнью. Обычная резиновая пуля, выпущенная из «осы», пробивает насквозь доску толщиной 3 сантиметра — для человека ранения такой мощи могут оказаться фатальными. В магазине никто не интересуется, для каких целей человек приобретает оружие и умеет ли он им вообще пользоваться. Главное — продать, а кому, для чего, никого не интересует. В таких условиях стоит ли удивляться, что оружие, которое сейчас лежит в багажнике практически каждой машины, все чаще и чаще используется для решения бытовых конфликтов. Сейчас прав тот, у кого ствол, поэтому каждый пытается его приобрести. Еще один момент — граждане не верят в защиту органов правопорядка и предпочитают решать проблемы своими методами. В этом случае оружие — надежный защитник. Если правительство или силовые структуры в срочном порядке не наведут в этой области порядок, страшно даже подумать, к каким последствиям это может привести. Ведь если опасения насчет народных волнений обоснованны, то что может быть опасней голодной толпы с оружием в руках?
Впрочем, со взглядом правозащитника согласны не все. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что оружие давно пора пустить в свободную продажу, чтобы было «как в Америке».
— Тут ведь психология простая: кто сильнее, тот и прав, — поделился с «МП» рассуждениями Сергей Барышев, сотрудник одного из столичных оружейных магазинов. — А если нападающий будет знать, что у его потенциальной жертвы в багажнике тоже может лежать «достойный ответ», он семь раз подумает, прежде чем напасть. Хотя… Менталитет и алкоголизация у нашего народа таковы, что при таком раскладе палить у нас будут каждую минуту и по любому поводу.
Кстати
Четверо из пяти россиян не носят с собой никаких средств самообороны, полагаясь на умение драться или на ангела-хранителя. Самое популярное оружие самозащиты — газовый баллончик. Его носят с собой пять процентов взрослых россиян и каждая 14-я женщина. Мужчины предпочитают травматическое и холодное оружие.