Ритейлеры уже заметили, что покупатель все чаще протягивает руку за товарами низшей ценовой категории, не желая тратиться на товары класса «премиум». И эта динамика заметна во всех сегментах бизнеса, как в продуктах питания, так и в бытовой технике. Столкнувшись с падением спроса и уменьшением прибыли, ритейлеры приготовились компенсировать свои неудобства. Угадайте — за чей счет?
Продуктовый ритейл уповает на новогодний стол
По словам аналитика Финансовой корпорации «Открытие» Ирины Яроцкой, в прошлом году аналитики прогнозировали не менее 20-25% роста прибыли в целом по рынку ритейла. Кризис внес существенные коррективы. Так, в 2007 году общий объем рынка продуктового ритейла в России составлял $190 млрд.
Согласно прогнозу в 2008 году продуктовый ритейл должен было собрать $230 млрд. По данным Росстата за первые 9 месяцев оборот рынка продовольственного ритейла составил $179 млрд., что всего на 9% больше, чем за 9 месяцев 2007 года.
По мнению Ирины Яроцкой, рост по итогам года составит 15-18%. Оставшийся 7-9% роста ритейл должен добрать за счет предновогоднего покупательского спроса.
Бытовуха вместо премиум класса
По прогнозам генерального директора сети бытовой техники и элетроники «Эльдорадо» Игоря Немченко, в 2008 году выручка сократится примерно на $1 млрд. — до $5 млрд. То есть уменьшится на 17%.
Сеть должна банкам, должна поставщикам и влияние кризиса на полках «Эльдорадо» заметно невооруженным глазом — товаров стало меньше на 20%. Чтобы как-то сократить траты сеть уволила 1200 служащих центрального и региональных офисов, и пересмотрела запасы товаров, исключив на будущее четверть товарных категорий. Урезаны товарные позиции из премиум-класса.
На аренде сейчас можно сэкономить до 40 %
Первое, на чем собираются экономить торговые сети — арендные ставки торговых помещений. По мнению главного исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса, грех не использовать эту возможность. Пользуясь случаем можно сэкономить до 40% от прежней цены. «Реальность снижения арендных ставок превзошла самые смелые ожидания», — сообщил он жарналистам на IV ежегодной конференции конференции «Ритейл в России: новый этап развития рынка».
Вице-президент ГК «Дикси» Илья Якубсон также с надеждой смотрит на стоимость аренды — это лучшее, что может предложить рынок. «Сегодня достаточно просто получить скидку на 20-50% от прежней стоимости», — радостно сообщил он DAILYONLINE.
Как рассказала Ирина Яроцкая, развитие торговли на арендованных площадях, вместо купленных в собственность, на ближайшие год-два для ритейла станет основным курсом развития.
«Если сравнивать с западными компаниями, в России чувствуется переизбыток административного персонала»
Сокращение персонала — еще одна категория экономии, без которой не обошлась ни одна сеть. «Работники зала, складские сотрудники, административное звено, бумажные служащие попали под удар, — рассказывает DAILYONLINE Ирина Яроцкая. «Если сравнивать с западными компаниями, в России чувствуется переизбыток административного персонала», — считает эксперт.
Чего никак не скажешь о сотрудниках, работающих с покупателями — кассирах, консультантах.
Это звено в России традиционно грешит недостатком профессионализма, особенно в непродовольственном ритейле, где мнение продавца-консультанта, по идее, должно влиять на выбор покупателя. А не вынуждать его разбираться в тактико-технических характеристиках самому.
«Вас много, а я одна»
Впрочем, поскольку под сокращения попали не только гордые работники зала, но и кассиры, для покупателя это обернется общим падением уровня сервиса. И если приличные магазины раньше могли похвастаться отсутствием очередей, то теперь, хоть и сохранив на своих дверях вывеску «супермаркет» на деле многие из них плавно перейдут в разряд «дискаунтер». И не только по качеству сервиса, но и по ассортименту.
Продукты экономкласса
«Вполне вероятно, что на фоне снижения покупательского спроса большинство розничных сетей будут пересматривать свой ассортимент в пользу расширения доли продукции экономкласса, — говорит DAILYONLINE аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«В меньшей степени это коснется дискаунтеров, и так работающих с низкой наценкой и, соответственно, весьма невысокой рентабельностью.
Для большинства других форматов данная тенденция вполне актуальна. Например, представители компании Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») уже заявили о долгосрочном снижении цен в магазинах сети «Перекресток», расположенных в Москве и Санкт-Петербурге.
Снижение цен составляет около 30% и касается примерно 30% ассортимента. Подобная практика, конечно, будет оказывать давление на показатели рентабельности российских ритейлеров, однако, позволит им избежать проблемы «пустых полок» и сохранить потребительский трафик», — считает аналитик.
Продукты с названием магазина
Еще один шаг, который делают сети ради сокращения расходов — увеличение доли «частной марки» в ассортименте. Речь идет о небрендированных товарах, которые продаются только в сетях под их же брендом: молоко «Перекресток», пельмени «Магнолия» и т.д. Эти товары на порядок дешевле брендированных. Однако же и качество этих продуктов остается на совести магазина — покупатель вправе выбирать из множества представленных товаров тот, что ему нравится.
И если, к примеру, в сети «Дикси» доля частной марки составляет около 8% товара, то это показательно для дискаунтеров. Как рассказал DAILYONLINE директор сети «Система Чибис» (Сибирский федеральный округ), помимо того, что сеть сократит ассортимент, планируется долю частной марки с 10% увеличить до 30%. Товары в магазинах будут дешевле, покупатель не уйдет в соседний магазин.
Меньше импорта
Сокращение доли импортных продуктов на полках — следующая тенденция. «Если сети будут пересматривать свой ассортимент, доля товаров отечественных поставщиков может увеличиться, — отмечает Максим Клягин. «Но многое зависит от формата магазина. В «Азбуке вкуса» это вряд ли возможно», — говорит аналитик.
Прощай, супермаркет
Аналитики отмечают, что дискаунтер — или, говоря проще, магазин дешевой продукции — на ближайшие годы станет наиболее развиваемым форматом торговли.
Как рассказал DAILYONLINE вице-президент ГК «Дикси» Илья Якубсон, в 2009 году группа намерена потратить меньше средств на развитие, чем ранее планировалось, сократив инвестиции до $89 млн., против $180 млн., вложенных в развитие в 2008 году.
В попытках сэкономить сократят расходы на рекламу те из сетей, у кого она была значительной. И если наличие богатой рекламы мало что говорит покупателю о реальном качестве сервиса или товара, то сокращение расходов на логистику наверняка почувствуют покупатели дискаунтеров, пару раз купив в магазине шаговой доступности просроченное молоко.
В целом же, качество продаваемых товаров, вне всякого сомнения, снизится. В первую очередь это касается продовольственного ритейла.
Во-первых, как на условиях анонимности отметил аналитик одной инвестиционной компании, быстро заместить исчезнувший импорт российским продовольствием невозможно, поскольку мощностей агро-промышленного комплекса на это просто не хватит.
Кроме того, по его мнению, сама концепция магазинов-дискаунтеров в принципе не предусматривает особо трепетного отношения к продуктам.
Возвращение к дефициту
Аналитики по поводу качества товаров демонстрируют вынужденный оптимизм. «Сети постараются быть гибкими и отвечать ожиданиям покупателей, — робко надеется Ирина Яроцкая. «Спрос на дорогие и импортные товары снизится и сети попытаются оптимизировать своей ассортимент, сделать так, чтобы средняя наценка на товар была не столь высока.
Но вряд ли мы увидим дефицит, скорее импортные товары из ассортимента будут заменены на товары отечественного производства, которые станут дешевле, чем иностранные», — прогнозирует Ирина Яроцкая.
На практике это будет выглядеть как выпадение из ассортимента товаров, к которым покупатель из среднего социального звена успел привыкнуть за годы стабильности. Это, собственно говоря, и принято называть дефицитом.