Россия официально уведомила Китай, что производство нового китайского истребителя J11B является нарушением прежних договоренностей, поскольку самолет представляет собой копию российского Су-27СК. В 1996 году Россия и Китай подписали соглашение, по которому китайцы должны были производить на заводе SAC в Шеньяне «отверточную» сборку 200 истребителей Су-27СК, китайский вариант — J-11B.
Однако производство лицензионных J-11/Су-27СК было прекращено в ноябре 2004 года, после получения 95 самолетокомплектов. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета. В 2007 году Китай продемонстрировал первые образцы модели J11B – полную копию Су-27СМК.
По информации китайцев, эти самолеты на 90% состоят из компонентов, произведенных в Китае, оснащены собственным радаром и другим оборудованием. По сути китайские самолеты являются пиратской копией российских. В 2007 году Китай занял второе место в рейтинге крупнейших импортеров российских вооружений. Объем поставок российской продукции военного назначения в Китай составил $1,366 миллиарда долларов.
Это не первый конфликт между китайским и российским оружейным бизнесом. Купив у российской фирмы «Фазотрон-НИИР» пару радаров для истребителей, китайцы спустя некоторое время начали без лицензии штамповать точную копию этого изделия. Таким же пиратским образом китайцы наладили выпуск реактивной системы залпового огня «Смерч», РЛС морского базирования «Фрегат» и автомат Калашникова.
Надо отметить, что авиационная составляющая в портфеле заказов «Рособоронэкспорта» по стоимости превышает все прочие вместе взятые. Экспортный вариант Су-27СК, который уже зарекомендовал себя в качестве эффективной системы вооружения, отвечающей требованиям потенциальных заказчиков. Он создан на базе разработанного в ОКБ «Сухой» истребителя Су-27, одного из лучших в своем классе, лидера по экспортным поставкам среди российских боевых самолетов.
Су-27СК представляет собой истребитель завоевания превосходства в воздухе и предназначен для борьбы как с существующими так и перспективными образцами техники противника. Он решает задачи патрулирования и воздушной обороны охраняемой территории, сопровождения ударных самолетов в рейдах большой дальности, уничтожения наземных целей неуправляемым ракетно-бомбовым оружием класса «воздух-земля».
Самолет скомпонован по интегральной схеме, позволяющей достигать высоких значении аэродинамического качества и коэффициента подъемной силы, увеличить внутренние запасы топлива без применения подвесных топливных баков. При разработке планера истребителя основное внимание уделялось высокой прочности при малом весе, большому ресурсу, ремонтопригодности и обеспечению технологичности. В конструкции самолета широко используются как традиционные алюминиевые сплавы, так и высокопрочные стали и титан.
Долгое время эти самолеты китайцы собирали по лицензии, закупая двигатели и другие запчасти в России. Эксперты ожидали, что китайцам потребуется не менее 10 лет, чтобы разработать собственный двигатель. Но китайцы справились быстрее. С 1992 года Россия поставила Китаю 76 Су-27СК. С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов. К середине 2000-х гг. самым главным компонентом, который не научились делать китайцы, был двигатель. Но в 2007 года китайцы заключили новый контракт на поставку 54 АЛ-31ФН (модификация АЛ-31Ф) и обсуждают закупки усовершенствованного АЛ- 31Ф-М.
Всего по данным на 2004 года., в Китае насчитывалось около 160 самолетов Cy-27 российского производства и около 100 машин местной сборки. Между тем, в 2007 года поставки боевых самолетов и оборудования дали около 50% экспортной выручки «Рособоронэкспорта» 6,2 миллиарда долларов. Но если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они смогут вытеснить Россию с рынков третьих стран.
Ставки очень велики. Речь идет о миллиардах долларов. А если так, то все средства хороши. Даже если речь идет о партнерах и возможных союзниках. Официальные каналы получения информации и использования её в своих интересах лишь часть того, что предпринимает Китай для получения превосходства в регионе. Большая ставка делается на шпионаж на территории России.
Самый крупный из случаев китайского шпионажа против России рассматривался на серии процессов в Приморье, последний из которых завершился в декабре 2004-го. В воинских частях и гарнизонах Приморья раскрыта самая настоящая и достаточно разветвленная агентурная сеть китайских спецслужб. Российские офицеры и прапорщики добывали для своих китайских хозяев секретную документацию, предметы вооружения и оборудования.
Людей из Пекина интересовало все: газотурбинный двигатель-энергоузел Су-27, ракеты и электросхемы к ним, насос-регулятор к этому же самолету, боевые уставы, приборы для зажигания топливной смеси, аппаратура наведения. А еще следствие установило, что Поднебесную интересуют танкоремонтные, танко — и самолетостроительные заводы, а также возможность их… приватизации Китаем!
При этом собственно китайцы даже не рисковали: вербовали офицеров гражданские посредники, которых, в свою очередь, китайцы завербовали на своей территории. Всю опасную работу по переброске за кордон также делали россияне. Но зачем вот китайцам воровать то, что они, казалось бы, и так получают официально? Эксперты считают, что, во-первых, китайские военные сомневаются в том, что поставляемые из России компоненты идентичны тем, которые используются собственно в военной авиации России.
Во-вторых, китайская разведка крадет документацию, стараясь этим удешевить официальные закупки. И наладить свое производство ворованного. Когда в Хабаровске сняли с поезда китайца, который вез секретные документы, подсчитали и оказалось, что эти материалы позволят наладить производство военной техники, которая будет в сотни раз дешевле официальных закупок.
Разведывательные службы Китая просто ведут тотальные поиски всего, что связано с военными технологиями, не глядя и сметая со стола абсолютно все. Иначе как можно объяснить случай, когда на приморском заводе «Прогресс» с поличным был взят китаец, пытавшийся получить документацию по противокорабельным крылатым ракетам «Москит».
Анекдотичность ситуации в том, что эти ракеты так же вполне официально продаются КНР вместе с кораблями проекта 956Э. В марте 2001 — го с превеликим шумом в Хабаровском аэропорту взяли гражданина КНР с секретными чертежами атомной субмарины. Вывод напрашивается один — в России работает военная разведка (второй департамент НОАК) и подразделения научно-технической разведки МГБ.
Предмет интереса предельно узок и утилитарен: абсолютно все, что связано с боевой техникой и военными технологиями. Активность китайцев удивляет — беззастенчивое воровство всего, что плохо лежит и что можно использовать либо для банального копирования образцов, либо для изучения и разработки на этой базе чего-то своего. И недооценивать опасность такого подхода нельзя, невзирая ни на какое сегодняшнее китайское отставание.