В соответствии с требованием Евросоюза, к концу 2009 года должен быть остановлен второй блок Игналинской АЭС в Литве. В условиях мирового кризиса в странах Балтии нарастает тревога за ближайшее энергетическое будущее. Проблема даже не в том, что из единой электросети региона выводится крупный поставщик энергии, а в том, что сами эти страны не могут договориться по решению вопроса «энергетической безопасности», понимаемой ими как ликвидация какой-либо энергозависимости от России.
Напомним, что ещё в начале 2000-х годов Эстония, Латвия и Литва, обеспокоенные угрозой энергодефицита после закрытия ИАЭС, наметили два основных пути совместного решения проблемы: совместное строительство мощной общебалтийской АЭС и объединение с энергетическими системами Центральной и Северной Европы.
Однако только в 2006 г. премьер-министры прибалтийских республик подписали коммюнике о строительстве в Игналине (Литва) новой АЭС вместо имеющейся «советской», а также о выработке в течение года единой энергетической стратегии и плана полной интеграции энергорынка стран Балтии. Предполагалось, что новая атомная станция, оснащенная двумя реакторами мощностью по 1600 МВт, войдет в строй к 2015 году.
Позднее желание присоединиться к «атомному пулу» прибалтов выразили Польша и Белоруссия. Варшаву приняли, поскольку только она соглашалась на соединение своих электросетей с Литвой, а Минску отказали.
Однако, дальше дела в балтийском энергосообществе пошли не по плану. По мнению The Financial Times, страны Прибалтики и Польша не справляются с политическими, коммерческими и экологическими проблемами, связанными со строительством общей АЭС.
Во-первых, стороны долго не могли договориться о квотах электроэнергии между участниками проекта и о долях в управлении станцией. После долгих переговоров на совещании министров экономики стран Балтии и Польши (в марте 2008 года) Латвии и Эстонии пришлось согласиться на квоты по 500 МВт, а Литве и Польше — по 1000 МВт.
Во-вторых, заявленные сроки строительства новой АЭС оказались нереальными. Что недавно подтвердил вице-президент французско-немецкой компании по производству атомных реакторов AREVA Ив Гуенонн, на помощь которой рассчитывали члены консорциума. «Недостатки в договоре между партнерами делают нереальным строительство атомной станции до 2015 года. Мы можем оптимистически говорить только о 2020 годе», заметил Гуенонн. При этом Минэкономики Латвии ещё более пессимистично называет 2025 год.
В-третьих, нет ясности с финансированием проекта. По самым скромным подсчетам, строительство АЭС «Игналина-2» обойдется в 5-7 млрд евро. Евросоюз, на помощь которого рассчитывали участники балтийского «атомного пула», в своей новой энергетической программе взял курс на поощрение производства электроэнергии из возобновляемых источников. В соответствии с программой, страны-участницы ЕС к 2020 году должны вырабатывать 20% электроэнергии из возобновляемых источников (вода, биотопливо, ветер), а к 2030 году этот показатель должен возрасти до 50%. Поэтому в Брюсселе без особого энтузиазма отнеслись к идее строительства АЭС в Литве. А еврокомиссар по энергетике предупредил, что участие Евросоюза в финансировании этого проекта остается под вопросом.
В свою очередь, литовский президент Валдас Адамкус и новый премьер Андрюс Кубилюс на декабрьском саммите ЕС убеждали участников встречи, что Литве после закрытия Игналинской АЭС грозит «энергетическое банкротство», и республика окажется «в полной энергетической зависимости от восточного соседа». Стенания литовских лидеров подействовали на участников саммита. Ситуация с энергоснабжением в Литве была признана «исключительной».
В принятом на саммите общеевропейском плане стимулирования экономики решено выделить средства странам Балтии на сооружение энергомостов и предоставить Литве дополнительные квоты на выбросы двуокиси углерода. «Остается только радоваться, что нам хотя бы позволили бесплатно загрязнять свою страну», — иронизирует в этой связи газета Lietuvos rytas. На кабельные соединения с энергосетями Польши и Швеции прибалты рассчитывают получить от Брюсселя более 1 млрд евро.
Судя по всему мировой кризис внесет серьезные коррективы и в планы по проекту АЭС «Игналина-2». Во всяком случае, американская International Herald Tribune уже утверждает, что договориться странам-участницам проекта так и не удалось, и Литва будет строить новую АЭС самостоятельно.
А литовские атомщики вообще сомневаются в возможности осуществления этого проекта. По мнению технического директора Игналинской АЭС Геннадия Негриводы, «строительство новой станции не представляется реальным». «У Литвы не хватит ресурсов для такого строительства, а кооперация с ещё тремя государствами не выглядит обнадеживающей. Да и одной АЭС, как и одной линии электропередач на Запад, недостаточно, чтобы отключиться от Единой энергетической системы России. Стоимость строительства новой атомной станции постоянно растет и становится пугающе большой для будущего поколения в Литве», — заявил атомщик в интервью Delfi.lt.
Хотя никто из руководителей государств Балтии и Польши открыто не говорит о выходе из атомного проекта, складывается впечатление, что в этих странах уже не рассматривают общую АЭС как способ решения своих энергетических проблем, и разрабатывают проекты создания собственных энергомощностей.
Так польский премьер Дональд Туск заявил о намерении своего правительства построить к 2021 году с помощью иностранных инвесторов две атомные электростанции на территории Польши. Эта тема обсуждалась в ходе переговоров Туска с президентом Франции Саркози, который обещал помощь французских компаний в сооружении ядерных реакторов.
Премьер Эстонии Андрус Ансип также считает целесообразным сооружение в его стране собственной АЭС, но с привлечением финских энергетических компаний. По мнению же латвийских энергетиков, атомная электростанция может появиться в Латвии не раньше 2030 года, а тем временем правительство страны уже приняло решение приступить к строительству новой теплоэлектростанции на угле мощностью 400 МВт и стоимостью 600 млн евро.
Похоже, что Варшава, Рига и Таллин решили не ждать появления ИАЭС-2, а самостоятельно решать проблему энергодефицита. Но в условиях нарастающего экономического кризиса маловероятно, что прибалтийские страны смогут осуществить строительство даже одной, а не то что нескольких АЭС. Тем более, что декабрьский саммит ЕС нацеливает страны Балтии на использование, с помощью энергомостов, уже существующих энергомощностей Европы.