Главная » Компании » Трезвые россияне не перекроют газ украинцам

Трезвые россияне не перекроют газ украинцам

Украина и Россия вновь спорят о долгах за газ. «Газпром» угрожает прекратить поставки энергоносителей Киеву с 1 января, если не будет выплачена задолженность. Однако при этом украинский президент Виктор Ющенко, выступая перед журналистами, утверждает, что никаких долгов перед поставщиками не существует.

Для стороннего наблюдателя ситуация выглядит абсурдно: Ющенко уже который раз появляется на телеэкране и говорит о решении всех проблем с оплатой потребленного газа, а спустя несколько часов «Газпром» опровергает эти сведения и требует от Украины миллиарды долларов.

Как оказалось, все дело в разной трактовке существующих договоренностей. В соглашении между «Нафтогазом Украины» и компанией-посредником «Росукрэнерго» указано, что оплату за поставленный газ украинская сторона должна производить максимум в последний день месяца, в который осуществлялись поставки.

Однако уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский настаивает, что некоторое время назад между руководством «Нафтогаза» и «Газпрома» было достигнуто устное соглашение, согласно которому Украина имеет отсрочку по платежам – за поставленный газ можно платить до конца следующего месяца.

В беседе с корреспондентом «Росбалта» Богдан Соколовский заявил, что нынешние угрозы «Газпрома» в Киеве расценивают как политическое давление на Украину.

— Я думаю, что со стороны «Газпрома» некорректно говорить о долгах. Никаких долгов перед «Газпромом» компания «Нафтогаз Украины» не имеет. Это факт. Потому что у нас пока есть посредник (компания «Росукрэнерго»), и контракты заключены с ним.
Во-вторых, говорить о долгах нелепо, потому что речь идет о текущих платежах. Текущие платежи осуществляются по мере поступления денег. И в конечном итоге я уверен, что эти платежи будут осуществлены до конца.

Не было проблем, когда оплаты с украинской стороны поступали с небольшим опозданием. Естественно, хорошо, чтобы «Нафтогаз» располагал достаточными средствами, чтобы оплатить закачанный газ заранее. Но пока что такого нет. Однако я считаю, что рано или поздно мы с российской стороной рассчитаемся.

Меня удивляет, почему со стороны «Газпрома» так активно педалируется вопрос несвоевременных платежей с украинской стороны, тогда как «Газпром» совершенно четко знает, какие задолженности перед ним имеют другие страны. Есть две страны, которые имеют задолженность в сумме более $3 млрд.

— Что это за страны?

— Я не хочу их называть, такие вещи надо согласовывать. Но у двух субъектов висит задолженность в сумме более $3 млрд. И никто об этом не говорит.

— Почему же «Газпром» уделяет такое пристальное внимание Украине? Это политическое давление?

— Естественно, доля давления имеется. А зачем ездить в Европу и рассказывать какие-то нелепые вещи, что, дескать, Украина может не осуществлять транзит газа? Это неправда. Более того, мы доказываем и абсолютно открыто – посмотрите, какая у нас есть ресурсная и техническая база для того, чтобы поддерживать поставки российского газа в Европу. Никаких рисков, никаких опасений, технических или ресурсных, нет.

Так уже много раз было. Слава Богу, что сейчас страны Европейского Союза по-другому на это смотрят. Видят, что действительно Украина не может быть причиной каких-то рисков на осенне-зимний сезон.

— Насколько велика вероятность того, что «Газпром» снизит с 1 января давление газа для Украины?

— Ну, если Россия посчитает нужным как-то испытать нервы других стран, то она пойдет на это. Но я в это не верю. Я верю в нормальный трезвый рассудок наших партнеров в Российской Федерации.

— Утром в среду в Киеве вышло интервью посла США Вильяма Тейлора, где он заявил, что России лучше было бы обратиться в суд относительно долга Украины, а не отключать газ. Вы разделяете такую точку зрения?

— Абсолютно верно. Я тут поддерживаю позицию посла США. Есть цивилизованные способы и механизмы решения споров, а не такие угрозы. Это ведь несерьезно.

— Между тем, в Интернете уже можно прочитать заявления российских политологов, которые предложили Москве простить украинский долг в обмен на возвращение Севастополя. Киев пойдет на политические уступки в ходе нынешних переговоров о новом газовом контракте?

— Пусть эксперты говорят, а проблемы решают серьезные государственные люди. Эксперты всякие есть, есть и провокаторы. О политических уступках речь не идет. Разговора быть об этом не может.

Но компромиссы и уступки – разные вещи. Компромиссы в газовой сфере возможны. А увязывать сотрудничество в газовой сфере с другими направлениями – это исключено.

— И все-таки, в условиях экономического кризиса у Украины найдутся деньги, чтобы расплатиться за газ?

— Не было ни одного случая, когда бы мы не заплатили. Газ является ликвидным продуктом, за который рассчитываются потребители, значит, будет рассчитываться и «Нафтогаз Украины».

— А если кризис приведет к тому, что потребители не будут платить «Нафтогазу Украины»?

— Я такую возможность исключаю. Так быть не может.

— На одной из пресс-конференций вы заявили, что Киев никогда не предъявлял претензий к «Газпрому», хотя были отклонения от графика поставок и даже несоответствия некоторым нормам газа. Это означает, что украинскую сторону не устраивает качество российских энергоносителей?

— Российский газ по качеству является тем газом, к которому мы технологически и практически привыкли. Это отлаженные системы взаимодействия. Но этого нельзя сказать про системы других стран, Западной Европы.

Для «Газпрома» очень интересно иметь такого большого заказчика газа, оптового покупателя, каким является Украина. Он не так требователен к техническим и химическим параметрам газа, вот о чем я говорил.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.