Глава министерства социальной политики Андрей Рева уверен, что в Украине за незначительным ростом прожиточного минимума идет повышение минимальной зарплаты бюджетников, и только потом растет зарплата в частном секторе, тогда как ситуация должна быть противоположной.
Рева отметил, что во всем мире государственный сектор настигает частный по уровню минимальных зарплат, а не наоборот. Поэтому отвязать прожиточный минимум от минимальной зарплаты и поднять ее законодательно предлагает украинскому правительству Группа стратегических советников по поддержке реформ в Украине во главе с Иваном Миклошем и Лешеком Бальцеровичем.
Эту инициативу в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
Как вы относитесь к идее отменить привязку минимальной заработной платы к прожиточному минимуму? Для чего это хотят сделать?
— Во-первых, надо полностью корректно трактовать это предложение. Речь идет не об отмене привязки, а прежде всего о повышении минимальной зарплаты. Просто ее планируется сделать без повышения официального прожиточного минимума, что позволяет правительству не повышать ряд других соцвыплат, которые привязаны к прожиточному минимуму.
Я достаточно скептически отношусь к действенности этой идеи, потому что сейчас у нас есть достаточно высокий уровень безработицы, и можно сказать, что достаточно высокий уровень теневой занятости параллельно. И за счет этого бизнес пытается максимально экономить на стоимости труда, которая достаточно высока для бизнеса, даже после того, как был снижен уровень ЕСВ. Слишком высокая прежде всего потому, что у нас недостаточно высокий уровень производительности труда.
Что будет, если мы официально повысим минимальную зарплату?
— Если мы официально повысим минимальную зарплату, то очень высокими будут риски роста тенизации занятости. И из-за увеличения расходов на труд бизнесом, то есть себестоимости продукции, это может быть либо инфляционным фактором или фактором снижения уровня прибыли бизнеса.
То есть здесь трудно понять, откуда могут взяться налоги, за счет которых власть потом планирует повышать зарплаты еще в бюджетном секторе.
Единственным позитивом здесь теоретически может быть снижение дефицита пенсионного фонда, так как повышение официальной зарплаты это прямое увеличение поступлений в пенсионный фонд за ЕСВ.
То есть минусов в этой идее гораздо больше, чем плюсов?
— Сама по себе идея повышения минимальной зарплаты положительна, так как она увеличивает платежеспособность населения. Но в оторванности от других мероприятий она может иметь действительно больше минусов, чем плюсов.
А остальное — это формирование налогообложения, формирование стимулов и инструментов финансирования инвестиций в повышение производительности труда, реформа системы соцпомощи и финансирование соцсферы с целью повышения эффективности расходов.
Если минимальную зарплату отвяжут от прожиточного минимума, то могут увеличиться поступления в бюджет. Насколько это может быть существенным?
— Как экономист, я не понимаю, каким образом само по себе повышение минимальной зарплаты может запустить увеличение поступлений в бюджет. От этого можем получить увеличение поступлений в местные бюджеты через подоходный налог с граждан.
Сейчас часть этого налога действительно отсчитывается в центральный бюджет, но там небольшой процент. Второе — мы можем получить поступления из пенсионного фонда, уменьшение необходимости дотирования пенсионного фонда. Но одновременно мы получим размывание поступлений от налога на прибыль.
В конце концов, возможно, чиновники все же посчитали, что эти источники перекрывают поступления от налога на прибыль, так как фактически этот налог является незначительным в структуре бюджетных поступлений. Но это косвенные последствия, полагаться на которые достаточно трудно.
Больше надо говорить о том, что повышение минимальной зарплаты должно повысить покупательную способность населения, а, следовательно, увеличить хозяйственные обороты. Но для этого нужен ряд других шагов.
Чем рискуют рядовые граждане?
— Повышение минимальной зарплаты в принципе является повышением социальной гарантии работающего человека. То есть для работающего человека это повышение социальной гарантии того, что его работа будет достойным образом оцениваться.
Но в то же время сама экономическая ситуация, которая будет в этом контексте означать и повышение риска потери работы или риска тенизации занятости.
Предлагая такую идею, советники-иностранцы базировались на зарубежном опыте. Это уместно делать в экономических реалиях Украины?
— Действительно, здесь пытаются имплементировать опыт, который был получен после удара шоковой терапии, когда фактически были сжатые расходы и резко упал внутренний спрос.
Этот спрос пытались оживить и разблокировать за счет зарплат, но тогда просто рост зарплат искусственно сдерживалось, чтобы не раскручивалась спираль инфляции. И это снятие ограничений просто разблокировало ту сжатую пружину, которая в то время могла разжаться.
У нас же наоборот, ограничение зарплат не регуляторное, у нас маленькие зарплаты, потому что высокое давление со стороны незанятых и поэтому вообще низкая производительность труда, а у бизнеса мало денег для того, чтобы платить высокие зарплаты. Ну и еще стремление что-то урвать себе. То есть разные природы ограниченности зарплаты. Поэтому я не ожидаю такого эффекта, который, скажем, дала подобная разблокировка в той же Польше.
Ранее эксперт по вопросам пенсионной системы РПР Галина Третьякова в эфире радиостанции сообщила, есть ли альтерналива повышения пенсионного возраста, заберут ли пенсии у работающих пенсионеров, а также выгодно ли вкладывать средства в безопасность предприятий.