«Москва не резиновая» – любимое высказывание каждого москвича, штурмующего транспорт в час пик. Город переполнен. Развитие новых районов в пределах МКАД без дополнительной подготовки ничего не даст. Мегаполис растет механически, без единой схемы. С этим согласились и чиновники, которых неконтролируемый рост столицы сильно беспокоит. Три года назад было решено заниматься развитием городов-спутников, позаимствовав европейский опыт.
Население Парижа, на который чиновники часто предлагают равняться, численно не меняется уже несколько десятков лет – 5 млн. человек. Весь прирост осуществляется за счет городов-спутников, которые примыкают к столице. Так удается сохранять историческую часть города и не заниматься бесконечной перестройкой окраин.
Мегаполис есть – спутников нет
Официального определения города-спутника в России не существует, его пока еще просто не выработали. С точки зрения градостроительства, это – населенный пункт, развивающийся вблизи большого мегаполиса, считающийся отдельной структурой, но связанный с большим городом единой экономической системой. Плюс такой системы развития – автономность. Это значит, что мегаполис, в нашем случае – Москва, не контролирует на один крупный район больше, этим занимается местная администрация, но мегаполис и город-спутник объединяет общая экономическая система, столичная администрация выделяет средства в том числе и на сателлит. Самое главное отличие спутника от просто подмосковного города для жителей заключается прежде всего в их положении. Они получают статус москвичей и все полагающиеся права и льготы столичного жителя. Немаловажно и другое отличие.
«Город-спутник отличается от предместья тем, что в нем есть места приложения труда, т.е. это не «спальные» города», – рассказывает доктор архитектуры, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Белоусов.
Идея строить такие сателлиты зародилась впервые в Великобритании сразу после Второй мировой войны, когда Лондон начал неудержимо расти и расширяться.
Строительство в Москве уже давно выплеснулось за границы МКАД и даже границы спальных районов вне кольцевой дороги. Инвесторы и застройщики вовсю осваивают область. Для многих москвичей переехать на окраину становится единственной возможностью решить квартирный вопрос, впрочем, скоро, как считают эксперты, цены на жилье в спутнике догонят московские.
Сейчас в Московской области существует несколько городов, почти слившихся со столицей: Мытищи, Химки, Красногорск, Реутов, Люберцы, Долгопрудный, Ивантеевка, Истра. Но лишь один Зеленоград пока на особом положении. Он – уже часть Москвы и экспериментальная площадка.
Грин-таун как объект эксперимента
С момента своего создания в 1958 году этот город планировался как центр микроэлектроники. Долгое время Зеленоград был просто ближним Подмосковьем, как Люберцы и Мытищи, а потом в 1995 году московское правительство приняло решение о создании особой экономической зоны на территории этого образования. В 1997 году постановлением Московской городской Думы была образована территориальная единица со статусом «Особая экономическая зона Зеленоград». Существовать в таком статусе город будет всего лишь до 2010 года, потом единицу упразднят, потому что Зеленоград должен к этому времени превратиться в аналог «Силиконовой долины».
Особенность экономической зоны «Зеленоград» заключается в выгодных условиях для резидентов – компаний, которые арендуют площади и будут заниматься разработкой высокотехнологичной продукции. Мосгордума вынесла решение снизить на 4% ставку налога на прибыль для всех резидентов, теперь в бюджет Москвы эти организации перечисляют 13,5% от своей прибыли. Пониженная ставка применяется для прибыли, полученной от ведения технико-внедренческой деятельности на территории Зеленограда.
Пока идет активное привлечение резидентов. Как отметил на заседании комиссии Мосгордумы по экономической деятельности и предпринимательству руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Сергей Комягин, в апреле прошлого года удалось привлечь только двух резидентов, сейчас их уже семь, причем речь идет о ряде крупных зарубежных IT-фирм, к концу года ожидается, что число таких компаний вырастет до 30.
Сейчас строительство ведется на двух площадках: в непосредственной близости от станции Алабушево (145 га) и на территории Московского института электронной техники (МИЭТ – 5 га). Площадка «Алабушево» находится пока только в стадии планирования, а на территории МИЭТ готовы корпуса и вовсю приглашают резидентов – компании, которые на льготных экономических условиях будут заниматься разработкой прогрессивных технологий. Сейчас на этой территории расположен современный университетский инновационный комплекс: бизнес-инкубатор, научно-технологический парк, два инновационных центра, региональный центр коммерциализации и трансфера технологий, многопрофильный экспериментальный завод, восемь учебно-научных комплексов, шесть отраслевых центров коллективного пользования. Особый интерес обычно вызывает бизнес-инкубатор, хотя бы необычным названием. Но точнее определить назначение структуры сложно: в этом комплексе представители малого бизнеса получат шанс начать работу на более высоком уровне. При инкубаторе действует постоянная экспозиция, на которой представлены достижения малого бизнеса. Крупные зарубежные инвесторы смогут выбирать себе партнеров, давая малому бизнесу выгодные контракты.
Также идет строительство первой в России Технологической деревни, занимающейся разработкой и выпуском электронной и микроэлектронной продукции по мировым стандартам.
План развития есть не только у государственных мужей, застройщики тоже радостно взялись за новые территории и подряды, поскольку желающих приехать в благоустраиваемый Зеленоград становится все больше. Сейчас в городе много домов, где выделяются квартиры по программе «Молодая семья». Плохо только одно: большая часть зеленоградцев все равно работают в Москве, а значит, транспортная проблема продолжает быть актуальной. Проект создания «Силиконовой долины» в идеале решает и эту проблему: в Зеленограде уже идет строительство центра по переподготовке кадров. Таким образом, жители спутника получат возможность переквалифицироваться и найти работу около дома.
Спутники вне закона
По мнению депутатов Мосгордумы, такую схему можно применить и к другим городам, ставшим уже с Москвой единым конгломератом. Так, 25 марта на заседании московского правительства председатель стройкомплекса столицы Владимир Ресин заявил, что планируется превратить в города-спутники Люберцы, Электросталь, Домодедово. Естественно, присоединение должно быть не только формальным, «на бумаге», поэтому начинать процедуру конгломерации стоит прежде всего с продумывания путей сообщения спутников и мегаполиса. Сейчас уже идет строительство скоростной трассы Люберцы–Москва и разрабатывается улучшение железнодорожного сообщения. Поскольку решить транспортную проблему в Люберцах удастся раньше, чем в остальных потенциальных спутниках, на бывших полях аэрации построено уже 1,5 млн. кв. м жилья. В Электростали и Домодедове правительство Москвы планирует выкупать у области большие территории. Правда, несмотря на активно принимаемые меры по воплощению радужных планов в жизнь, новые спутники столицы могут так и не появиться.
Губернатор Московской области Борис Громов сразу высказал сомнение в успешности смелого проекта, больше всего его смущает, насколько законны заявленные меры, особенно стремление выкупать у Подмосковья земли. К тому же недавно утвержденный генплан развития региона тоже никто не отменял. Поэтому амбициозный проект – что-то из далекого будущего, отдающее популизмом.
«Эта программа не может быть реализована. Если города-спутники не включить в генплан области, их вообще не будет. И жители не получат никакого московского статуса, будут обычными подмосковными жителями. Сделать это все можно, только создав трехстороннюю структуру, объединяющую федеральное правительство, Москву и Московскую область», – считает председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов.
В Москве и области только что утвердили генпланы – отдельно, не предусматривающие никакого взаимодействия, не говоря уже об интеграции. Так что развитие сателлитов должно начинаться прежде всего с выработки научной базы.
«Чтобы говорить о городах-спутниках, сначала нужно подобрать научную базу, иначе Москва расползется, как масляное пятно. Столица так или иначе будет расширяться, но можно сделать ее управляемой в отличие от многих других крупных городов», – говорит Владимир Белоусов.
Тем не менее идея хороша. Если следовать примеру Зеленограда и создавать рабочие места прямо в городе-спутнике, частично удастся снять транспортную проблему. Также в эти города можно вывести различные предприятия, освободив таким образом в столице площади под бизнес-центры и жилье.