В России никто не задает самые простые вопросы. Например, такой: зачем в разгар кризиса, конец которого нашими властями плавно отсрочен со второй половины 2009 года на далекий 2012-й, дарить миллиарды долларов некоторым бывшим советским республикам и формировать с ними заведомо нереальные военные союзы. Как говорится, что нам с вами, рядовым гражданам, с этого будет?
Только что на наших глазах Россия создала свою «армию НАТО» и свой «Международный валютный фонд». Причем платить за все это квазиимперское удовольствие будет сама Россия, то есть мы с вами как налогоплательщики.
Причем смысл обоих предприятий, если, конечно, дать себе труд подумать, более чем сомнителен.
В наше НАТО, названное Коллективными силами оперативного реагирования, КСОР («не хуже НАТО», сказал про них открытым текстом и президент Медведев, совсем уж унизив подобным сравнением ненавистный Кремлю Североатлантический альянс), вошли такие могучие военные державы, как Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан и, с оговорками, Узбекистан. «У нас есть полноценные силы, они быстро разворачиваются, но пока их разворачивать не приходилось», – так охарактеризовал этот мощный военный кулак г-н Медведев. И добавил: «Мы создадим полноценные, хорошо обученные коллективные силы, которые будут работать и в обычной ситуации».
На что оперативно реагировать этим коллективным войскам, решительно непонятно. Например, будут ли они воевать на стороне Армении, если, не приведи господь, случится новая война за Нагорный Карабах (по Договору о коллективной безопасности, который стал основой этого «московского НАТО», каждая страна-участница обязана помогать другой в отражении военной агрессии). Может быть, мы хотим окончательно превратить постсоветское пространство в территорию конфликтов и войн? Или, может, лихо введем ограниченный контингент КСОР в Афганистан — помогать американцам биться с талибами да «Аль-Каидой», этими коллективными произведениями советской, российской и американской политики? Или мы соскучились по похоронкам, приходящим с далекой афганской земли, или нам хочется радикального увеличения наркотранзита на российскую территорию? Пока США, спасибо им, избавляют нас от удовольствия отвечать за один из главных очагов международного терроризма и наркопроизводства.
А что это за «обычные ситуации», в которых обещал использовать новую коллективную армию российский президент, — подавление антикризисных бунтов и «цветных революций» внутри стран-участниц военного альянса или, может быть, помощь крестьянам и дехканам в уборке урожая?
Не менее далек от интересов России проект антикризисного фонда стран Евразийского экономического сообщества. Нам официально рассказывают, что сумма фонда — 10 миллиардов долларов. Из них 7,5 миллиарда внесет Россия, еще миллиард — Казахстан, а оставшиеся полтора должны дать Киргизия, Белоруссия и Таджикистан. При этом предназначен фонд для экстренной помощи каждой из стран-участниц в случае совсем уж катастрофического ухудшения ее экономического положения. Но Киргизия с Белоруссией уже получили от России многомиллиардные кредиты (а «батька» Лукашенко просит еще 100 миллиардов рублей) — собственных денег ни на какие фонды у них явно нет. У Казахстана, возможно, еще есть какие-то шансы стать в этом нашем местечковом МВФ страной-донором, а Таджикистан и до кризиса был беден, как церковная крыса. Вы можете себе представить, что деньги из этого антикризисного фонда, если он будет создан на самом деле, а не на словах, достанутся России в случае нужды? Даже если бы такое чудо случилось, учитывая размер российского взноса, это была бы помощь из серии «помоги себе сам».
Наши налогоплательщики должны знать, что само по себе выражение «кредит Киргизии» не отличается от выражения «безвозмездная помощь». Они должны понимать, что никакие миллиардные подарки некоторым бывшим союзным республикам при попытках откровенно гнобить другие, не водящие с Москвой политические хороводы, не гарантируют России полной лояльности со стороны этих союзников, которых мы пытаемся себе купить, причем по очень высокой цене, в период кризиса.
Собственно говоря, распад СССР открыл перед маленькими и бедными советскими республиками отличную возможность просить денег у разных партнеров, делать ставки на разных лошадок. У России теперь не будет возможности наказать Киргизию, если она в итоге сохранит американское военное присутствие, пусть и в другой форме. Даже если мы в таком случае откажем в уже обещанном кредите, прежний долг Киргизии Москва уже списала. Да и отказ будет означать, что нас «кинули», а мы это фактически признали. И даже если мы понатыкаем свои военные базы не только в «независимых» Абхазии с Южной Осетией, но и в независимых от нас без кавычек Киргизии, Белоруссии и Таджикистане (во всех этих странах российское военное присутствие, между прочим, уже есть), наша безопасность от этого не увеличится. Потому что главный источник опасности для России — ее откровенно конфронтационная внешняя политика.
Ну а на обывательском уровне, если нам с вами хочется отдыхать, например, на замечательном киргизском озере Иссык-куль или в Казахстане, или в горах Памира, никто не мешает нам это сделать без военных союзов и безвозвратных кредитов нашим бывшим партнерам по СССР. Если бы Россия со всеми своими неизбывными имперскими комплексами в более богатые путинские времена осуществляла бы разумную экономическую экспансию в эти страны, помогала им создавать новые рабочие места, возможно, у нас было бы куда меньше так ненавидимых нашими империалистами гастарбайтеров. И отношения с этими государствами были бы не такими двусмысленными.
Россия же не может запретить даже маленькой Киргизии или братской Белоруссии брать деньги у других, недружественных нам кредиторов.
Мы не купим себе таким образом немного СССР. Даже самые нищие постсоветские республики — независимые от России государства, и своими кредитами Россия не делает их зависимее. А уж выгода такой политики для рядовых россиян и вовсе не просматривается.