ЖЖ-Юзер schegloff в ряде постов развернул дискуссию – как бороться с кризисом. И вот что интересно: никто, отвечая на данный вопрос, не озаботился – а с чего это кризис приключился? Ну и как такую болезнь лечить?
Все дело в том, причина кризиса проста, и народу очевидна, об этом и не спорит даже никто: сырьевая ориентация экономики. Ну, это понятно – вот есть у нас в наличии 140 миллионов паразитов, которые ничего не производят сами, жратву большей частью закупают, одежду, автомобили и всякие электронные гаджеты – все, все везут из-за границы. А ништяки покупаются в обмен на нефть, причем и месторождения эти не наши, а доставшиеся в наследство от Злобных Коммуняк. Ну как тут кризису не случиться, если нефть подешевела, верно?
Стоп-стоп, а почему сами-то ничего не производим? Руки-ноги есть вроде, так почему не работаем, а дружно, всей страной, играем в жирного солитера на теле трудового человечества. А?
А не производим мы ничего, потому что неконкурентоспособны. А причин неконкурентоспособности много: и коррупция, традиционная ненависть к образованным (Рашка, как известно, ненавидит инженеров) и много еще чего. Но причины эти трудноустранимые, хрен с ними поборешься.
Но есть одна причина, которую и отменить-то можно буквально одним волевым решением, а польза от него перебьет и коррупцию и даже Паршева с его климатом.
Главная причина неконкурентоспособности нашей экономики – дорогой, страшно дорогой, фантастически переоцененный рубль.
Самое смешное, что причина эта лежит на поверхности, но яростно отрицается всем населением.
А в это время Япония всеми силами занижает иену. Европа борется с желанием сделать евро резервной валютой и пониманием, что это полностью убьет производство. Китаю с самых высоких американских трибун грозят за то, что юань искусственно зафиксирован на очень низком курсе обмена.
И только Рашка, страна уникального пути, годами тратит ресурсы на то чтобы поддерживать курс рубля как можно выше и гробить свое производство.
И все довольны, кстати – начальство переводит ворованные рубли в доллары по выгодному курсу, народ в провинции получает импортную бытовую технику и жратву за копейки, москалье скупило западные курорты и уставило тротуары иномарками. Ничего не производится, правда – да и как, если нефтяные сверхдоходы тратятся на удешевление импортной продукции?
Фу, аж рука писать устала. Попробую короче.
— как можно посчитать честный курс рубля к доллару?
— ну, что считать честным. Если взять за таковой курс 2003 года и учесть разницу в инфляции рубля и доллара (считая за таковую инфляцию за пределами РФ, естественно!) – то примерно выходит 75 р/$. Если за честный курс принять курс 2000 года – то легко вылетаем за сотню. Кстати, именно тогда, как вы помните, внутреннее производство вытесняло импорт!
— а от меньшей девальвации толк будет?
— Нет конечно, с чего бы это? То есть, начиная с 50р/$, начнется импортозамещение, но очень уж все запущенно у нас – ни ресурсов, ни специалистов, ни желания работать и учиться…
— а вот нынешняя девальвация…
— что? Какая такая девальвация? Не смешите меня, это все семечки. На протяжении 8 лет рублевая инфляция составляла минимум 20 процентов, а долларовая – только 5. Вот, считайте, насколько надо выправлять ситуацию. Возведение в степень злая вещь!
Резюме:
Рубль надо девальвировать
Рубль надо девальвировать быстро
Рубль надо девальвировать сильно. Нет, не так как вы представили! Еще сильнее.
В дальнейшем нужно проводить политику дешевой валюты. Придется работать, да.