Мы расскажем о том, какие компании и почему признаны правительством «стратегическими».
Одной из самых громких новаций антикризисной политики правительства стало утверждение перечня из 295 системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение для экономики страны. Правительство декларирует, что «главная задача работы с такими компаниями — поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика». А если перечисленные меры уйдут в песок, «при необходимости будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий». Будем надеяться, что до национализации убытков и залетных ОМОНов дело не дойдет. Какие предприятия, по мнению правительственной Комиссии по повышению устойчивости российской экономики, являются системообразующими и стратегическими?
Национальные достояния
В «списке Путина» практически все крупнейшие акционерные общества с преобладающим государственным участием, такие как «Газпром», «Роснефть», «Транснефть», АЛРОСА, РЖД, «Русгидро», «Аэрофлот», «Связьинвест». Не забыты две госкорпорации, «Росатом» и «Ростехнологии», включены 24 ФГУПа, в том числе «Почта России», «Космическая связь», «Российский научный центр «Курчатовский институт». Все эти компании действительно являются системообразующими, а некоторые имеют еще и стратегическое значение. Основным, а в ряде случаев единственным, собственником компаний является государство — ему и отвечать за «шалости» чемпионов в «тучные» годы.
Взять для примера «Газпром». По прогнозам компании, средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье, куда направляется около 70% всех экспортных поставок, в 2009 г. снизится с $409 до $280 за 1 тысячу кубометров. Совокупная экспортная выручка «Газпрома» (с учетом поставок в страны бывшего СССР) планируется максимум в $ 62,5 млрд, при этом долг корпорации составляет приблизительно ту же величину. И все бы ничего, если бы не политические инвестиционные проекты компании, газопроводы «Северный поток» и «Южный поток» стоимостью соответственно свыше $7 млрд и до $24 млрд, да 40% негазифицированных населенных пунктов внутри страны.
Как тут не помочь горемыке? И правительство помогает как может — снижает ставки экспортных пошлин, в результате чего бюджет потеряет около $4 млрд, проводит «плавную» девальвацию, благодаря которой на каждый 1% снижения курса рубля к бивалютной корзине «Газпром» получает свыше 15 млрд рублей дополнительного дохода, привлекает зарубежных партнеров, пытаясь вымарать из умов потенциальных инвесторов воспоминания о Ковыкте, Харьяге и «Сахалине-2».
Нищие олигархи
«Список Путина» изобилует металлургическими и добывающими корпорациями. Кажется, собрали всех: «Евраз», Магнитку, «Металлоинвест», НЛМК, «Норникель», «Полюс-золото», РУСАЛ, «Северсталь». Любопытная деталь: в годы «завышенных ожиданий» компании, принадлежащие горнорудным и металлургическим олигархам, гордились не только дутыми капитализациями, но и огромными выплатами акционерам. Суммарные дивиденды металлургов в 2005—2007 гг. составляли сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Одновременно средняя степень износа основных фондов обрабатывающих производств за тот же период была на уровне 47,3%.
В прошлом году, когда мировая конъюнктура металлов упала в 2,5 раза, капитализация российских металлургических гигантов — на порядок, а долги западным кредиторам так и остались в абсолютных цифрах, нищие олигархи пошли с протянутой рукой к своим формальным и неформальным кураторам в правительстве. Однако никто во властных структурах не посоветовал «капитанам бизнеса» поскрести по собственным многомиллиардным сусекам. По нынешним временам это моветон: всем известно, что деньги, однажды выведенные из России, обратно не возвращаются никогда.
Кормильцы
Предприятия пищевой промышленности и агропромышленного комплекса — пожалуй, наиболее достойные кандидаты для включения в «список Путина». В этом разделе можно найти и производителей молочной продукции, и животноводов с птицеводами, и компании, специализирующиеся на выращивании и переработке зерновых культур. У одних дела идут хорошо, у других — не очень, но есть в этой части списка и те, чье нахождение там вызывает недоумение, например, ОАО «Группа компаний «Русское море», специализирующееся на импорте семги, форели, сельди, креветок, а также на дистрибьюции дальневосточного ассортимента морепродуктов. Конечно, «Русское море» еще и производит рыбную продукцию, но все же основным видом ее деятельности являются услуги, то есть торговля.
Чем примечательна эта уважаемая компания? Во-первых, она на 95% принадлежит кипрскому офшору «Корсико Лтд». Во-вторых, согласно балансу за 2007 г. уставный капитал «Русского моря» составлял 100 тысяч рублей, денежные средства, которыми оно располагало, — 72 тысячи рублей, а непокрытый убыток — 10 тысяч рублей, хотя оборот группы еще в 2006 г. оценивался в $100 млн. В-третьих, до 2002 г. владельцем и гендиректором ЗАО «Русское море» был Андрей Воробьев, ныне депутат Госдумы, глава центрального исполкома «Единой России» и персонаж куршевельских хроник. Возможно, в том числе последним фактом и объясняется включение «Русского моря» в заветный перечень.
Строители
Из шести компаний списка, специализирующихся на жилищном строительстве, как минимум две — потенциальные банкроты. Это «Группа компаний «ПИК» (на 60,1% принадлежащая кипрским офшорам, а на 22,0% — американской «Дойче Банк Траст Компани Америкас») и ОАО «Главстрой», входящее в империю Дерипаски.
Капитализация «ПИК» с июня прошлого года упала в 47,8 раза, только зарегистрированные в Арбитражном суде Москвы иски к компаниям группы «ПИК» превышают 3 млрд рублей, а общая долговая нагрузка группы по итогам I полугодия 2008 года составляла $1,6 млрд.
Что касается «Главмосстроя», там ситуация и вовсе аховая. Недавно по требованию Альфа-Банка на счета компании был наложен арест, а всего с октября 2008 г. к компании зарегистрировано 25 исков на 2 млрд рублей. Арест счетов «Главмосстроя» может стать первым шагом к банкротству строительного холдинга, тем более не так давно правительство Москвы расторгло инвестконтракт с этой организацией на реконструкцию и застройку 1,5 млн кв. м жилья в московском микрорайоне Кунцево.
Кстати, о московском правительстве. В «списке Путина» значится ОАО «ДСК-1», в совет директоров которой входит 1-й заместитель мэра Москвы В. Ресин. Уважаемый Владимир Иосифович, видимо, не знает, что из 7 акционеров ДСК-1 лишь один является российской организацией, обладая всего 16,9% акций, а остальные зарегистрированы в Великобритании, на Кипре, Британских Виргинских островах и даже в Гонконге.
Ошибочка вышла
Если госкомпании и госкорпорации, металлургические и добывающие предприятия, аграриев и строителей по разным признакам можно отнести к системообразующим и стратегическим организациям, то как в «список Путина» попали торговые сети — до сих пор непонятно. Вроде и просроченной кредиторской задолженности у них нет, и темпы прироста выручки солидные. Из семи заявленных ритейлеров лишь один, ОАО «Магнит», принадлежит российским физическим и юридическим лицам, остальные (за исключением ОАО «Лента», страновую принадлежность собственников которого обнаружить не удалось) — офшоры.
ОАО «Седьмой континент» на 74,8% принадлежит кипрской Pakwa Investments Ltd. ОАО «Дикси Групп» — на 51,0% опять же кипрской Dixy Holding Ltd. Владельцами ОАО «Группа компаний «Виктория» являются снова кипрские Mercia Investments Ltd (37,4%) и Chantrey Holdings Ltd (26,0%). ОАО «Торговый дом «Копейка» на 48,2% принадлежит кипрской Efkarpos Enterprises Ltd, на 50% — трем компаниям с Британских Виргинских островов. Наконец, структура собственников X5 Retail Group N.V. (Нидерланды) выглядит так: 23,1% акций принадлежат голландской Pyaterochka Holding N.V., 47,2% — «Альфа-Групп», 27,9% акций находятся в свободном обращении, а еще 1,8% — у менеджмента Х5. Кстати, основными компаниями, образующими «Альфа-Групп», являются ABH Holdings Corp. с Британских Виргинских островов и CTF Holdings Ltd с Гибралтара. Естественно, во всех примерах контролирующими акционерами офшоров являются российские граждане: в случае с «Альфой» — это М. Фридман (36,5%), Г. Хан ( 23,3%), А. Кузьмичев ( 18,1%), П. Авен ( 13,8%).
Росстат сообщает, что в 2007 г. только с Кипра, Нидерландов и Виргинских островов в Россию поступило $41,5 млрд, или 34,4% всех иностранных инвестиций. Повышать устойчивость российской экономики следовало бы не путем причисления многочисленных офшоров к лику системообразующих предприятий, а с помощью директивной репатриации капиталов на родину. Корпоративный внешний долг страны сразу снизился бы минимум на треть.
Вот такой «список Путина» — либо это госкомпании и госкорпорации, либо офшоры, либо банкроты. Эффективных предприятий, производящих конкурентоспособную продукцию, в списке почти нет. Зато в правительстве есть желание оказывать всевозможную протекционистскую, экономическую, социальную поддержку тем, кто больше всего виноват в усугубляющемся российском кризисе.