Представлять нашему читателю Билла Клинтона нет смысла – этот президент США навсегда останется в людской памяти человеком, смывавшим пятна с платья стажерки Моники Левински авиационными ударами по бывшей Югославии.
Менее известна личность «уранового короля» Фрэнка Гистры. Г-н Гистра «сделал состояние на горнодобывающих проектах в качестве брокера Ванкуверской фондовой биржи: он привлекал миллиарды долларов и обзавелся группой преданных инвесторов».
Б.Клинтона и Ф.Гистру «представили друг другу в ванкуверском особняке, принадлежащем последнему, в июне 2005 г., на приеме, где собирались пожертвования в помощь жертвам цунами», — пишет солидное зарубежное издание. В конце 2003 г. международные эксперты стали говорить о «недооценке самого экологически чистого источника энергии — урана, сырья для ядерного топлива».
Вскоре, в 2004 г. Ф.Гистра начал переговоры с инвесторами и создал компанию, которая в итоге получила название «UrAsia Energy Ltd». До маленького американского чуда, когда «из воздуха можно сделать миллиарды», оставалось совсем немного – были необходимы две маленькие детали: залежи урана и человек, готовый их «подарить» за соответствующее вознаграждение.
Примерно пятая часть всех мировых запасов урана находится в Казахстане. Как вспоминает старший аналитик фондового рынка Фади Шадид, «для того, чтобы до них (залежей) добраться третьеразрядной компании вроде «UrAsia» г-на Гистры нужно было настоящее чудо». И оно произошло благодаря «маленьким слабостям большого человека» — президента Казахстана Н.Назарбаева.
Как известно, урановая промышленность в РК находилась до последнего времени в активах «Казатомпрома», чьим ключевым партнером была «Cameco Corporation», занимающая в мире первое место по добыче урана. По словам президента «Cameco» Дж.Грэнди, его компании «потребовалось пять лет на то, чтобы обзавестись нужными связями» в Казахстане. «UrAsia» не могла себе этого позволить. Чтобы дело принесло прибыль, нужно было заключить сделку, пока цены на уран не подскочили».
Во второй половине 2005 г. повидаться с Н.Назарбаевым, в Казахстан прибыли Ф.Гистра вместе с Б.Клинтоном. Они сделали Н.Назарбаеву предложение, от которого он не смог отказаться: Ф.Гистра гарантировал пополнение соответствующих счетов на энное количество миллионов долларов, а Б.Клинтон обещал лоббирование имиджа Н.Назарабева в США и необходимое содействие в нашумевшем «Казахгейте». Причем, все это делалось по ходу реализации заявленной цели визита Б.Клинтона – пополнения счетов его персонального фонда по борьбе со СПИДом.
Вот такая вот типичная схема смешения большой политики, большого бизнеса и большой коррупции: политика в виде прикрытия, экономика — в целях решения бизнес-задач, а коррупция — для набивания собственных карманов.
Как показали дальнейшие события, все участники сделки остались довольны. Как было отмечено казахской стороной, «официальной причиной визита Ф.Гистры и Б.Клинтона было обнародование договоренности с фондом Клинтона («Clinton Foundation»), благодаря которой правительство Казахстана смогло приобрести лекарства для больных СПИДом со скидкой ». Но на пресс-конференции Б.Клинтон затронул щекотливую тему, похвалив Н.Назарбаева за то, что он «придал открытость общественной и политической жизни своей страны».
То есть, никаких лекарств никто ни по каким скидкам никому не продавал, соответственно никто и не покупал. Зато в заявлении, на котором Казахстан сделал особый упор в пресс-релизах, было отмечено: «Б.Клинтон выразил надежду, что эта страна добьется своей первостепенной цели – станет председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе». Более того, за данное признание Н.Назарбаев в прямом смысле заплатил 20 млн. долларов в фонд Клинтона по борьбе со СПИДом и 500 тысяч – в пользу пострадавших от урагана Катрина.
В свою очередь, Ф.Гистра добился одобрения сделки по приобретению трех урановых месторождений через свою компанию «UrAsia». Фактически сделка была завершена через день после визита, и на тот момент у компании еще не было средств для того, чтобы расплатиться по контракту, на котором даже не просохли чернила. Средства у нее появились только в ноябре, после того как «UrAsia» привлекла средства, проведя крупнейшее в истории Венчурной биржи Канады IPO.
Эта сделка поставила в тупик мировую горнодобывающую отрасль — безвестная фирма стала одним из крупнейших добытчиков урана в мире, потратив лишь несколько десятков миллионов долларов, а через некоторое время преподнесла поистине королевский подарок – Ф.Гистра пожертвовал в благотворительный фонд Клинтона 31,3 млн. долларов.
В ноябре того же года, по сообщению агентства «Блумберг», Ф.Гистра еще раз приезжал в Казахстан для очередной встречи с президентом республики. Как указали источники из окружения казахского президента, именно тогда и были выполнены некие обязательства Ф.Гистры перед Н.Назарбаевым. Номинальным продавцом двух из трех рудников являлся Мухтар Аблязов, глава второго по величине банка в стране, а также бывший министр энергетики. Он получил 350 млн. долларов по контракту через оффшорные фирмы в Кипре и БВО.
Аблязов получил права на эти два месторождения в начале 2005 г. (когда их уже, скорее всего, готовили к продаже) и принял долги (!) на балансе в размере 1.7 млн. долларов. «UrAsia» принадлежала компания Ф.Гистры «Endeavour». Она же год назад, уже в феврале 2007 г., продала «UrAsia» южноафриканской компании «Uranium One» за 1,8 млрд. долларов (!).
Грубая арифметика, но все равно показательная: М.Аблязов получает права на рудники за 1.7 млн. долларов. Затем он продает права на стратегические ресурсы, с ведома президента Н.Назарбаева, Ф.Гистре за 350 млн. долларов. Ф.Гистра таким образом «тратит» эти 350 млн. долларов и, не долго думая, через год перепродает со всеми инвестиционным обязательствами за 1.8 млрд. долларов США (!).
Считаем: 1,7 млн. долларов — в начале. 1,8 млрд. долларов — в конце. То есть, условная маржа составляет 1,79 млрд. долларов при начальных расходах — 1,7 млн. Итого общая рентабельность всех этих сделок – 1052 %! И это при таких-то объемах…
Весь вопрос в том, кто в итоге получил эти деньги?! Напомним, что Ф.Гистра в общей сложности пожертвовал 100 млн. долл. в фонд Клинтона и пообещал передать на эти цели еще половину своей прибыли, а также агитировал горнорудных магнатов пожертвовать дополнительно 150 млн. долларов. Ясно, что за красивые глаза и за здорово живешь, никто такие деньги не дает, тем более бизнесмен категории Ф.Гистры.
Аналогичная история у него произошла в Колумбии, где он «заполучил» нефтяные контракты, тоже — после совместного с Клинтоном визита и знакомства (через экс-президента) с руководством страны. В общем, в этой части с парочкой «чупа-чупсов», зарабатывающих на «хлеб насущный» всеми доступными средствами, все более или менее понятно.
Но непонятно другое – каким образом народное казахское достояние, стратегическое сырье, ушло за бесценок? Почему накануне ожидаемого десятикратного повышения цен на уран в столь спешном порядке передали урановые залежи страны никому не известной компании, да еще безо всяких тендерных обязательств? Зачем было торопиться, когда в стране существовал и остается до сих пор огромный избыток нефтедолларов, обесценивающихся с каждым днем?
Понятно, что Н.Назарбаев в первую очередь решал свои личные проблемы. Как показывает опыт последних лет, это уже не может служить оправданием беззастенчивого грабежа и разбазаривания государственных, читай — народных, богатств. Понятно, что коррупция до конца неискоренима, но умение соблюдать некий здравый баланс между тем, что необходимо положить в казну, и тем, что можно заныкать в собственный карман на «черный день», всегда являлись этаким «общественным критерием» в оценке жизнеспособности казахстанской власти. Причем не важно, в какие одежды эта власть рядилась: в коммунистические, демократические, евразийские или другие.
Для всех в Казахстане была очевидна внутренняя логика и механизмы принимаемых решений. Во многом благодаря этому был сформирован неформальный общественный договор, чьей идеологией стало: «своровал сам – не мешай другому», который в последнее время читается и так: «своровал сам – помоги другому».
Усиленное накопление президентом РК избыточных средств на случай своего внезапного ухода из большой политики и его неуверенность в собственном политическом будущем – два фактора, которые будут оказывать решающее влияние на политическую ситуацию в стране и провоцировать внутреннюю нестабильность. Переформатирование правил «приватизации» и продажи иностранцам последних стратегических активов вызовет в ближайшем будущем новые «войны» между различными государственно-мафиозными кланами страны. Все вместе это означает лишь одно – кризисная ситуация в стране будет нарастать в геометрической прогрессии, и спокойного будущего нам уже не видать.
Нужна ли сегодня Казахстану такая власть? Делайте выводы сами, господа….