Главная » Компании » Украина. Аваков и Семенюк проигрывает «Турбоатомную» войну

Украина. Аваков и Семенюк проигрывает «Турбоатомную» войну

«Атомная война» в Харькове, похоже, идет к концу. Пугаться не надо: в районе «боевых действий» не замечено ни запусков баллистических ракет, ни использования оружейного плутония. Впрочем, силы все равно задействованы мощные: от госструктур областного уровня до Верховного суда, Генеральной прокуратуры и самого Верховного Главнокомандующего.

Все эти госинституты уже второй год вовлечены в битву за «Турбоатом» — уникальное предприятие самого что ни на есть стратегического значения. «Турбоатом» производит оборудование для атомных энергостанций. То есть не чушки да катанку, на которых до недавнего времени «выезжала» наша тяжелая промышленность, а высокотехнологическую продукцию, имеющую стабильный спрос на мировых рынках и высокую степень добавленной стоимости.

В последнее время харьковское предприятие упоминалось СМИ в основном в связи с приватизацией: после того, как Кабмин включил «Турбоатом» в перечень подлежащих приватизации предприятий, против этого резко выступил президент Виктор Ющенко. Ранее глава государства уже ветировал соответствующий закон, и на сей раз тоже добился, чтобы стратегическое предприятие осталось «под контролем государства».

Однако оказалось, что как раз с этим контролем на «Турбоатоме» не все слава Богу. 17 февраля Верховный суд постановил… пересмотреть решения, которыми на завод было назначено его нынешнее, «государственное», руководство. Таким образом ВСУ удовлетворил иск Генпрокуратуры, которая пытается внести ясность в довольно неоднозначные действия этого самого руководства.

Впрочем, ничего особо сложного в ситуации, в свое время наделавшей в прессе немало шуму, нет.

Начало истории лежит в апреле 2007 года, когда вместо гендиректора Евгения Белинского на «Турбоатоме» появился гендиректор Виктор Субботин. Именно «появился». Поскольку согласно отечественному законодательству и уставу ОАО, на указанном предприятии гендидектора избирает собрание акционеров.

Вместо этого господин Субботин был поставлен на должность указанием тогдашней главы Фонда госимущества Валентины Семенюк. Причем чтобы вовсе уж не идти против требований закона, глава ФГИ назначила Субботина сначала «и. о.». И только через четыре месяца новый руководитель при активнейшей поддержке ФГИ и местных властей добился «утверждения» себя на собрании акционеров в роли председателя правления ОАО.

Слово «утверждение» тоже взято нами в кавычки неспроста: именно в том собрании акционеров (от 27 августа 2007 года) Верховный суд усмотрел достаточно нарушений, чтобы отменить подтверждающие права Субботина решения низших судов.

Между тем, задолго до того для специалистов отрасли не было секретом, что «Турбоатом» считает чуть ли не своей вотчиной… Социалистическая партия Украины. Социалистом по партийной прописке был упомянутый уже гендиректор Белинский, а его предшественник Бугаец в бытность свою народным депутатом даже содержал на территории завода свою депутатскую приемную. Кроме того, в 2006 году с подачи правительства Виктора Януковича госпакет акций «Турбоатома» передали концерну «Укратомпром», который так толком никогда и не заработал, но зато создавался «под» активного (тогда) социалиста Андрея Деркача.

И далее «болезнь левизны» продолжала прогрессировать: Виктор Субботин на момент своего назначения был первым секретарем Харьковского обкома СПУ.

Впрочем, скажем честно: машиностроителей куда больше насторожило то, кем господин Субботин не был. А не был он – в отличие от предшественника – специалистом по производству турбин и турбогенераторов для реакторов типа ВВЭР. Или любых других.

Более того, бывший комсомольский функционер, Виктор Субботин вообще не был специалистом-производственником: всю свою бизнес-карьеру он провел в финансовой отрасли, и на момент назначения «Турбоатом» являлся собственником харьковского «Мегабанка».

Это финучреждение особенно расцвело в Харькове после выборов-2006 и прихода к власти в городе знаменитого на всю Украину тандема Михаила Добкина и Геннадия Кернеса. Мэрия, которую возглавляет первый, и горсовет, секретарем которого значится второй, создали «Мегабанку» режим наибольшего благоприятствования (через обычные схемы вроде проведение через банк коммунальных платежей).

Сейчас сочувствует «Мегабанку» и областное руководство в лице губернатора Арсена Авакова, и даже сам Виктор Ющенко. Аваков принадлежит к ближайшему окружению Ющенко. Напомним, заместителем харьковского губернатора работает племянник Виктора Ющенко Ярослав, а самого Авакова называют креатурой брата Президента Петра Ющенко. Так вот, Авакову ситуация на заводе была хорошо известна еще в 2007 году. В апреле 2007 года Аваков назвал приход Субботина на «Турбоатом» «назначением по партийной квоте», «вопросом, решённым под столом госпожи Семенюк» и, наконец, «продолжением разгрома крупной промышленности Харьковщины». Когда же осенью 2008 года госпожа Семенюк «принесла присягу» Презденту в борьбе с Юлией Тимошенко, голос Авакова стал звучать в унисон с интересами Семенюк и Суботина. А в феврале 2009 года даже сам Президент, наверняка не без усилий губернатора Харьковщины, вступился за «выдющегося» госменеджера Суботина.

Все это, впрочем, само по себе отнюдь не повод для критических публикаций в прессе. Поводом стало то, что как раз в «Мегабанке» и до, и после назначения Субботина в «Турбоатом» находились деньги этого самого предприятия.

Собственно, сам господин Субботин после своего «назначения» откровенно объяснил прессе, что выбор Семенюк пал на его кандидатуру, потому что его банк «обслуживал все заграничные счета завода». Но это ведь было до прихода Субботина к кормилу власти на самом заводе. И совсем иначе ситуация стала выглядеть после.

Ведь, получив контроль над заводом и одновременно сохраняя контроль над банком, г-н Субботин не мог не оказаться в ситуации, которая в цивилизованных странах называется «конфликтом интересов».

Правда, сам новый руководитель «Турбоатома» никакого конфликта внутри себя явно не ощущал. Основания так считать дают результаты проверки КРУ, увидевшие свет вначале 2008 года.

Согласно этой проверке, в начале 2005 года в «Мегабанке» лежало без малого 240 миллионов гривен «Турбоатома». В июле 2007-го – неполных 230 миллионов. На тот момент это была сумма, составлявшая больше двух третьих годового оборота предприятия.

При этом деньги размещались под чудесный процент – максимум 4 % в национальной валюте и 3 % в долларах. Как насчитало КРУ, это привело к потерям завода в размере 24 млн. грн. Госбюджет недополучил 8 миллионов дивидендов.

Фигурировали в отчете ревизоров и вовсе уж вопиющие факты. Так, пока деньги «Турбоатома» лежали (а скорее, не лежали, а «крутились») на счетах «Мегабанка», г-н Субботин занялся… привлечением на завод кредитов. 69 млн. кредитных средств заводу выдала компания «Инвеста», собственником которой, согласно данным ГКЦБФР, был сам же Субботин!

Впрочем, для стратегического предприятия есть вещи и похуже, чем непосредственные потери денег «сейчас» — например, потерять перспективу «на потом». Между тем, именно это происходило на «Турбоатоме» в последние годы.

Так, в 2007 г. предприятие проиграло тендер на поставку турбины для Бурштинской ГРЭС. Тогда же руководство завода по неизвестным причинам не отреагировало вовремя на прокламации индийцев после того, как на одной из АЭС Индии произошла авария с турбогенератором. Это повлекло не только потерю 7,9 млн. долларов залога за качественное выполнение работ, но и к подрыву репутации «Турбоатома» в глазах индийских заказчиков.

А ведь в то время, как энергетике этой страны бурно развивается, на рынок ориентировочным объемом в 4 млрд. долл. в год стремятся и конкуренты. В результате те же российские «Силовые машины» — предприятие, примерно равное «Турбоатому» по мощностям – имеет впятеро большую выручку.

На нашем же заводе, по данным все того же КРУ, останавливаются программы технического перевооружения. Да что там перевооружение – в цехах, где стоят станки стоимостью по 10 – 20 миллионов долларов, люди зимой вынуждены трудиться при минусовой температуре!

В этом смысле ситуация на «Турбоатоме» в миниатюре повторяет ситуацию во всем государстве: сначала деньги, под политическим прикрытием самых разных «цветов», гоняют со счета на счет, а о реальном производстве никто не думает; а потом «вдруг» начинается кризис…

Виктор Субботин наверняка надеется, что политическое прикрытие сработает и на сей раз. Однако его главная покровительница – Валентина Семенюк – уже уволена парламентом, а Арсен Аваков и Виктор Ющенко не могут бесконечно долго закрывать глаза на реальное положение дел «Турбоатома». Местным же судам, несмотря на всю их чуткость к пожеланиям «Допы и Гепы», нелегко будет повторить те аргументы, которые уже не принял Верховный суд…

Главное, чтобы к тому времени, когда во всей этой истории наконец-то будет поставлена точка, эта самая точка не была поставлена на всем уникальном «Турбоатоме».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...