Главная » Компании » Как в Китае защищают потребителей от кризиса

Как в Китае защищают потребителей от кризиса

Что сразу поражает тех, кто приезжает в Пекин, – в магазинах и ресторанах полным-полно людей. Это в основном китайцы, приехавшие в столицу из провинции по туристическим путевкам. Кризис резко сократил внешние, экспортные возможности страны, поэтому она делает ставку на развитие внутреннего потребления. В ход идут субсидии сельским жителям, снижение ставок по кредитам – все, что может облегчить жизнь производителям, продавцам и покупателям.

Первый вопрос, который мне задала попутчица в самолете, следовавшем по маршруту Киев – Пекин: «А вы за какой группой товара летите?» Решив, что чего-то не расслышала, отвечаю: мол, я не с группой, а одна, хочу посмотреть Китай. Тут настал черед искренне удивиться собеседнице: «Так ты не по бизнесу? А чего там в отпуске-то делать, что смотреть? Холодно. Экология ужасная. Правда, педикюр хорошо делают! До кризиса стоил копейки, а как сейчас – не знаю».

Окончательно убедившись, что я ей не конкурент, Анна – владелица большого магазина в Днепропетровске – вздохнула облегченно и, поправив под кофточкой широкий пояс с наличными, стала делиться сокровенным: «Жить-то надо. Двое сыновей сидят без работы. Вот и лечу. Я в основном за сумками и обувью. Раньше шубы брала, но они теперь не самый ходовой товар. Да нас тут почти целый самолет! Все друг друга знают: мотаемся то в Италию, то во Францию, то вот в Китай».

Уже в Пекине мне рассказали, что ряды украинских бизнесвумен, которые раньше поражали воображение китайцев, гордо восседая у рынков на горах сумок с товаром, сильно поредели. Теперь они прилетают только сделать заказ и расплатиться – мало кто может себе позволить билет на самолет за 1 тыс. долларов, многие разорились. Однако, как говорят украинские «челноки», китайские партнеры относятся к ним с пониманием, идут навстречу, цены не поднимают, несмотря на кризис.

Кризис в Китае, конечно, есть, но внешние его проявления минимальны. Улицы Пекина полны приезжими – не иностранцами, а главным образом китайцами. Столица КНР – далеко не самый дешевый город, но в магазинах и ресторанах нет недостатка в посетителях – люди активно отовариваются и питаются. А все это, плюс осмотр достопримечательностей, стоит немалых по местным (да не только) меркам денег. К примеру, чтобы просто зайти внутрь олимпийского стадиона «Птичье гнездо», надо выложить 50 юаней (7,5 доллара). Билет на вечернее шоу в бассейне «Водный куб» еще дороже – 150–200 юаней (22,5–30 долларов). Между тем от желающих побывать на олимпийских объектах отбоя нет. А чтобы сфотографироваться (опять-таки не бесплатно) с символом Пекинской олимпиады, нужно выстоять на стадионе огромную очередь. Бескрайние просторы императорских дворцов и парков с древними храмами тоже безлюдными не выглядят.

Как пояснили «НИ» китайские «малые» бизнесмены, кризис отразился на экономике КНР не так, как во многих других странах: пострадало в первую очередь производство, а финансовая структура осталась здоровой. «Хуже всего пришлось тем, кто занимался экспортом, – уточнил Чжань Лянь, «полухохол», как он сам представился (он долгое время работал в Киеве и даже имеет в украинской столице недвижимость). – За границей нет денег, и они аннулируют все заказы, поэтому деятельность по экспорту остановилась. Но это ничего. Надо переориентироваться, и все будет хорошо ».

Вот эта переориентация на внутренний рынок и есть главная составляющая китайских антикризисных мер. Развитие внутреннего туризма – лишь один из элементов этой программы. Одновременно власти обеспечивают и социальную стабильность в обществе. С этой целью правительство старается, например, максимально повысить потребительскую способность проживающих в деревнях 700 млн. китайцев. Понятно, что с деньгами там негусто, поэтому государство стимулирует покупки бытовых электроприборов в сельскохозяйственных районах. На это гражданам выдают специальные субсидии. Получается, что и производитель доволен (у него есть сбыт) , и потребитель. Также Пекин объявил об облегчении налогового бремени для предприятий и населения в объеме 500 млрд. юаней (73,5 млрд. долларов). Предполагается отменить 100 видов административных сборов. Для увеличения внутреннего спроса, который, как полагает руководство страны, и выведет КНР из кризиса, всячески поощряются потребительские кредиты, и не только в деревнях. Например, снижены процентные ставки по займам на покупку автомобилей – внешний спрос на них упал.

«У Китая есть все условия, возможности и уверенность в своих силах, чтобы преодолеть последствия мирового финансового кризиса в кратчайшие сроки», – заявил журналистам начальник Госкомитета по делам развития и реформ КНР Чжань Пин. Конечно, так или примерно так сейчас говорят о своих странах чиновники в разных точках мира. Но показатели экономического развития Китая за первые два месяца этого года на самом деле оказались лучше, чем ожидалось, а уровень инфляции снизился в феврале на 1,6% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Госдолги и ипотека: как изменилась мировая экономика за 10 лет после кризиса

Десять лет назад — 15 сентября 2008 года -  американский инвестиционный банк Lehman Brothers был признан банкротом. Эта дата считается началом глобального финансового кризиса 2008-2009 годов.