Глубинными причинами нынешнего мирового финансового кризиса является вхождение в мировую экономику и торговлю таких стран, как Китай, Индия, Россия и Бразилия. Об этом заявил старший научный сотрудник и директор международной экономической программы Фонда Карнеги Ури Дадуш на презентации в презентации в Московском Центре этого фонда, передает «Голос Америки».
Дадуш отметил, что вхождение в мировую экономику этих стран, с одной стороны, создало новые возможности для инвестиций, для роста производства и для фантастического спроса, но с другой – выявило серьезные дисбалансы в мировой экономике и показало несовершенство современных инструментов финансового рынка.
По мнению Ури Дадуша, больше всего пострадают от нынешнего кризиса страны Восточной Европы, Украина и Россия, а меньше всего – Китай и Соединенные Штаты. И это даже несмотря на то, что изначально банковский кризис начался в Америке.
Это заявление вызвало дискуссию. Олег Воронин, представитель Московской международной школы бизнеса, привел другую широко распространенную среди экспертов точку зрения, что именно экспортно-сырьевая экономика России поможет ей быстрее выйти из кризиса. Если Китай, Южная Корея и некоторые другие азиатские страны получают сейчас два удара: падение цен и снижение объемов экспорта, то Россия пока только один – ценовой. У нефтяных и газовых компаний заключены долгосрочные контракты. И вряд ли стоит ожидать, что мировой спрос на энергоносители упадет в такой же степени, как на многие товары широкого потребления.
В свою очередь Ури Дадуш обратил внимание, что с учетом резкого снижения курса рубля, за последние месяцы российские доходы от экспорта энергоносителей упали еще наполовину. В Китае и Корее тоже произошло падение экспортной выручки, но не столь значительное. Кроме того, поставщики товаров и услуг обычно гораздо гибче реагируют на изменение потребностей рынка, чем поставщики сырья. Поэтому выход России из кризиса во многом будет зависеть от умения диверсифицировать свою экономику, от грамотной инновационной политики, от способности руководства поставить заслон коррупции при реализации антикризисных финансовых мер.
Значительную роль в преодолении глобального кризиса способен сыграть Китай. Однако из этого вовсе не следует, что мировая финансовая система стоит на пороге создания новой резервной – азиатской валюты. Об этот сейчас много пишут и спорят, но реально о замене доллара юанем на мировых рынках можно будет говорить лет через 30. Сегодня же, считает ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги и, кстати, гражданин Франции Ури Дадуш, именно американская экономика, которая составляет 25%-30% от общемировой, должна стать тем локомотивом, который поможет вывести из кризиса и другие страны, в том числе и Россию. Но для этого необходимы решительные действия нынешней американской администрации. Как негативный пример запаздывания, Ури Дадуш, привел ситуацию с так называемыми «токсичными» активами американских банков.