системой, что позволит Украине выйти на европейский рынок поставки газа. Об этом он сказал в интервью российской радиостанции «Эхо Москвы». «Моя модель проста. Есть компания. В этой компании (совместной компании по управлению ГТС) Украина владеет 51% акций, на все остальное мы готовы делиться активами в обмен на газ, с одной стороны, и доступ к конечному потребителю — с другой стороны», — заявил депутат.
По мнению Яценюка, Украине выгодно создать компанию по управлению газотранспортной системой, а взамен получить доступ к добыче газа в России. «Я говорю об управлении… Мы говорим об активе, о ресурсе. То есть мы даем ресурс по транзиту, Россия нам предоставляет ресурс по непосредственно газу», — заявил депутат.
При этом он подчеркнул, что ГТС должна остаться в собственности Украины. «Я категорический противник приватизации газотранспортной системы», — подчеркнул Арсений Яценюк.
Он добавил, что при собственной добыче газа на территории России, благодаря российской транзитной системе, Украина смогла бы поставлять себе газ и компенсировать недостаток, от которого страдает украинская экономика.
По его словам, при добыче Украиной 20 млрд кубометров собственного газа, украинская экономика потребляет примерно в 2 раза больше, чем польская. Кроме того, Яценюк считает, что дополнительные объемы газа позволят Украине выйти на европейский рынок поставки газа, передают Українські новини.
«Нам интересно иметь потребителя в Европейском Союзе. И — буду откровенен — нам интересно точно так же зарабатывать на Европейском Союзе, как это делает Российская Федерация», — подчеркнул Яценюк.
Третьим участником компании по управлению ГТС экс-спикер назвал европейские компании. При этом он добавил, что стороны должны обеспечить гарантированную поставку и гарантированный транзит.
Напомним, в 2002 году Украина и Россия договорились создать международный газовый консорциум, в январе 2003 года Национальная акционерная компания «Нефтегаз Украины» и российский «Газпром» зарегистрировали консорциум как юридическое лицо с долей каждой из компаний по 50%.
В мае 2004 года «Нефтегаз Украины», «Газпром» и Ruhrgas AG (Германия) договорились об условиях участия германской стороны в консорциуме. Но германская сторона так и не была привлечена к проекту.
Газотранспортный консорциум создан в формате, который предусматривает строительство газопровода «Богородчаны-Ужгород», а также привлечение простаивающих мини-газопроводов «Торжок-Долина» и «Ивацевичи-Долина». Проектная мощность газопровода «Богородчаны-Ужгород» составляет 19 млрд кубометров в год; стоимость проекта — около 560 млн долларов.
В апреле 2007 года «Нефтегаз Украины» и «Газпром» договорились активизировать сотрудничество по реализации проекта газотранспортного консорциума.