«Камней преткновения» в отношениях двух соседних стран на сегодня более чем достаточно. И термины «старший и меньший брат», которые когда-то использовала довольно серьезно постсоветская властная верхушка, сегодня — обыкновенный саркастический фон конфликтных эпизодов при участии Украины и Российской Федерации…
После каждой «ссоры» идет определенная оценка возможностей «обойтись друг без друга». Но обычно, оценив их, и одна, и вторая сторона заводят новый разговор: оказывается, что эффективное экономическое сотрудничество между двумя странами — предпосылка успешного развития каждой из них. Тем более — в условиях мировых финансовых трудностей.
В подобном духе на днях в столице прошел экономический форум «Украина—Россия — диалог эффективного стратегического партнерства», на который съехалось немало важных персон из обеих стран. В ходе круглого стола экономисты, должностные лица и представители бизнеса обсудили основные вопросы торгово-экономического сотрудничества и попытались выработать общий алгоритм украинско-российских действий, направленных на минимизацию экономических последствий кризиса.
«К сожалению, кризис внес определенные коррективы в наши финансово-торговые отношения, — констатирует заместитель министра экономики Украины Наталья Бойцун. — По объективным причинам товарооборот между Россией и Украиной в первый месяц 2009 года сократился почти вдвое. Но это общая тенденция, которая наблюдается в торговых операцих со всеми странами мира».
По словам Бойцун, кризис на самом деле должен стать тем катализатором, который позволит найти взаимовыгодные для обеих сторон пути торгового диалога. По ее мнению, эффективный алгоритм бизнес-взаимодействия можно выработать, реализуя общие программы в машиностроении, самолетостроении (производство самолетов АН-124 и АН-148), в космической и транспортной сфере, в сельском хозяйстве.
За налаживание более тесных торговых отношений в упомянутых сферах выступает и заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андрей Клепач. Он напомнил, что эра рекордных доходов от экспорта нефти и металла заканчивается. Поэтому, как говорится, давайте устранять существующие торговые барьеры между обеими странами.
Слышать такие «сладкие» предложения из уст российского должностного лица приятно. Но наиболее реалистичными они кажутся в отношении секторов самолетостроения и нанотехнологий, потому что во времена СССР значительную часть таких предприятий строили именно на украинской территории. Поэтому без Украины Россия сегодня в этих сферах не может чувствовать себя свободно. Однако существуют другие сектора, которые в Белокаменной иногда используют как поле для демонстрирования действенности своих «экономических рычагов влияния» на определенные украинские инициативы. Например, еще в прошлом году Россия грозилась отечественным товаропроизводителям мясной и молочной войной. Из этого всего возникает вопрос доверия: где гарантия, что мирный и дружеский диалог Россия будет вести не только в выгодных ей экономических сферах?
По мнению главы парламентского комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Натальи Королевской, — сейчас не время для языка ультиматумов. При нынешних экономических неустройствах антикризисные действия обеих стран-соседей должны быть синхронными, считает она. И Россия, и Украина имеют очень сложную, еще постсоветскую структуру экономики, которую ни одна из двух стран не успевала привести в соответствие с европейским уровнем. «Мы можем надеяться и ставить себе за цель выход наших товаров на серьезный европейский и международные рынки. Однако, в первую очередь мы должны защищать те рынки, которые уже имеем, но обновлять свое производство, — объясняет Королевская. В вопросах с модернизацией промышленности она советует быть реалистами. «Следует понимать, что ресурса, который в кратчайшие сроки может помочь осуществить модернизацию, технологическое перевооружение реального сектора, как в Украине, так и в России, сегодня недостаточно. И здесь должны быть позиции взаимной кооперации между обеими странами».
По мнению экспертов, сегодня особый интерес для налаживания торгово-экономических украинско-российских отношений составляет и модернизация украинской газотранспортной системы (ГТС). Впрочем, именно ГТС можно назвать и тем фактором, который может окончательно испортить экономические отношения двух стран-соседей …
Так, отечественные эксперты искренне удивляются, когда Украину в России называют чем-то наподобие «газового шантажиста». Мол, модернизация украинской ГТС выгодна всем — и ЕС, и Украине, и России. «По моему убеждению, в стратегическом плане подписанная в Брюсселе декларация о модернизации украинской ГТС соответствует национальным интересам как Украины, так и России… Россиянам было бы выгодно поддержать эту модернизацию, даже не будучи стороной в этом деле, — высказывает свое мнение независимый эксперт по вопросам энергетики Александр Нарбут. — А демонстративные оскорбления, которые имели место, имели очень большую часть политической составляющей… Я считаю, что России стоило бы пересмотреть логику своего отношения к украинско-европейским инициативам. Непреклонная позиция сегодня не самая разумная, как свидетельствует опыт».
По словам эксперта, чем более консолидированной будет позиция Украины и ЕС, чем четче мы будем двигаться по плану декларации, «тем будет меньше пустых оскорблений, и больше глубоких стратегических размышлений».
Солидарен с коллегой и руководитель Киевского международного энергетического клуба «Q-Club» Александр Тодийчук. «Ничего чрезвычайного по отношению к изменению роли России в газоснабжении к Европе не произошло… Россия же хотела иметь надежного транзитера, и чтобы у него трубопроводы были в хорошем состоянии», — напоминает он.
По мнению Тодийчука, «помириться» странам сегодня можно было бы путем создания новых мощностей, когда на базе украинской ГТС, которая остается в управлении НАК «Нафтогаз», создавались бы новые участки, параллельные коридоры, новые подземные хранилища на условиях, например, трехстороннего консорциума, которые были бы его собственностью. «Но это раздражает россиян, потому что Северный и Южный потоки при таких условиях теряют все свои преимущества и становятся экономически невыгодными. — констатирует эксперт и дает следующие советы: «Украине здесь нужно быть нейтральной. Мы сказали, что готовы к взаимовыгодному сотрудничеству и увеличить мощность нашей ГТС, а далее уже пусть договаривается поставщик с потребителем. Теоретически у них есть альтернатива, здесь действует открытая конкуренция, и победит сильнейший». Но украинская ГТС сегодня имеет наилучшие шансы, считает Александр Тодийчук.
«Проблема в том, что желание России сегодня — взять под контроль украинскую ГТС путем создания газового консорциума. И, по моему мнению, не стоит ожидать, что она пойдет на расширение газотранспортных мощностей Украины, — считает эксперт по энергетическим вопросам Центра Разумкова Владимир Омельченко. — Я думаю, что правительство будет пытаться «обменять» допущение России в инвестиционную программу украинской ГТС на получение $5-миллиардного кредита».
Хотя, по словам Омельченко, газотранспортная система Украины на самом деле способна сама себя обеспечивать всеми необходимыми финансами для ремонта, развития и тому подобное. Но только при условии, если она не будет использоваться для субсидирования других отраслей, населения, а также перестанет быть политическим инструментом. О чем, к сожалению, еще слишком рано говорить… Потому что на сегодняшний день ГТС — это тот «козырь», которым чиновники играют и на внутренней, и на внешней арене.
КСТАТИ
Экономическая дружба — без таможенных пошлин…
Таможенные пошлины и квоты мешают динамичному развитию экономического сотрудничества России и Украины, считает Президент Украины Виктор Ющенко. «Я имею в виду таможню. Нам надо отменять квоты, нам надо отменять ограничения, минимизировать или аннулировать пошлины», — сказал он в четверг в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По мнению Ющенко, таможенные и пограничные препятствия — это «проблема для свободного рынка».