Украинская сторона предложила российской равноправие, партнерство и согласование стратегических перспектив, пишет Татьяна Ивженко в сегодняшнем номере Российской Независимой газеты.
За кулисами последних газовых скандалов Нафтогаз и Газпром готовят подписание новых соглашений. В окружении Юлии Тимошенко намекают, что документы связаны с будущим участием России в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). В Нафтогазе осторожно это опровергают. Газпром, похоже, выжидает: компания не комментирует новый переговорный процесс, но при этом не активизирует тему оплаты Украиной штрафов за недобор газа в первом квартале.
Первым о готовящихся новых соглашениях между Газпромом и Нафтогазом сообщил на днях депутат от Блока Юлии Тимошенко Сергей Пашинский. «Сейчас рабочие группы с обеих сторон готовят в газовой сфере межправительственное соглашение, базирующееся на принципах равноправия, партнерства, согласования стратегических планов», – сказал он. После этого заявления возник вопрос: то ли украинская сторона считает, что названным принципам не соответствуют документы, подписанные в Москве 19 января; то ли правительство Украины признает, что подписанная 23 марта в Брюсселе декларация с ЕС о модернизации ГТС нарушает означенные принципы в отношении российской стороны. Пашинский намекнул, что речь идет все же о втором варианте: «Мы ставим целью (после модернизации ГТС) увеличить транзит до 180 миллиардов кубометров газа в год.
В окружении Юлии Тимошенко намекают, что документы связаны с будущим участием России в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС).
Без согласования с Россией – это мертворожденный проект. Мы же не свой газ поставляем (в Европу), к сожалению ». Из сказанного депутат сделал вывод, что Россия будет принимать участие в модернизации украинской ГТС наравне с другими партнерами.
В начале недели этот вопрос обсуждался в Газпроме. Украинскую делегацию возглавил руководитель Нафтогаза Олег Дубина, который до этого несколько месяцев находился на больничном из-за перенесенного в период январского газового конфликта сердечного приступа. По итогам первой после болезни поездки в Москву Дубина подтвердил, что без взаимодействия и сотрудничества с российской стороной гарантировать надежность поставок газа в Европу невозможно. Как следствие, стороны пришли к выводу о совместной разработке «понятных механизмов инвестирования и кредитования модернизации украинской ГТС согласно международным стандартам», сказал руководитель украинской компании.
Газпром, похоже, выжидает: компания не комментирует новый переговорный процесс, но при этом не активизирует тему оплаты Украиной штрафов за недобор газа в первом квартале.
Однако первый зампредседателя правления Нафтогаза Украины Игорь Диденко опроверг предположения о том, что готовящиеся украино-российские газовые соглашения связаны с модернизацией ГТС. Чиновник отметил, что транзитная ставка, которую российская сторона платит украинской за прокачку газа в Европу, уже является вкладом в содержание ГТС в безаварийном рабочем состоянии. А что касается новых документов, то Диденко утверждает, что речь идет только о «косметических правках» в существующие газовые соглашения. «Высокий темп переговорного процесса в январе привел к тому, что нет полной гармонии в текстах соглашений, и это мешает нашим специалистам в ежедневной работе», – пояснил он.
Диденко сказал, что часть недоразумений удалось снять подписанием 6 апреля технического соглашения к январским контрактам. Точнее, документ определяет технические условия выполнения подписанных в январе этого года контрактов на поставку и транзит природного газа в Украину на 2009–2019 годы. В нем указаны, в частности, свойства и характеристики газа, объемы поставок и четкие направления с точками входа и выхода в украинскую ГТС. «Контракт, который был подписан в январе, находится в рабочем режиме оптимизации. Наша цель – в течение нескольких недель подписать дополнительное соглашение, чтобы у политиков не возникало сомнений относительно положений контракта», – пояснил Диденко необходимость редактирования ранее утвержденных документов.
Диденко опроверг предположения о том, что готовящиеся украино-российские газовые соглашения связаны с модернизацией ГТС.
Источники, близкие к правительству, пояснили, что уточнения требуют вопросы об обеспечении техническим газом транзита и о возможности уменьшения поставок в Украину. Ранее украинские правительственные чиновники утверждали, что на технические нужды будут направлены 11 млрд. куб. м газа из украинских подземных хранилищ, которые были оформлены на компанию РосУкрЭнерго, но затем якобы переуступлены совладельцем этой компании Газпромом Нафтогазу по цене около 153 долл. за 1 тыс. куб. м. Как известно, попытка растаможить газ из хранилищ на украинскую национальную компанию привела к скандалу с участием Службы безопасности Украины (СБУ). Хотя вопрос до конца не урегулирован, правительственные чиновники неофициально утверждают, что договорились с Газпромом об уточнении формулировок относительно технического газа.
О том, что российская компания идет навстречу украинской, можно судить по снижению тональности переговоров об объемах поставок газа в Украину. Контракты на этот год предполагали, что Нафтогаз купит 40 млрд. куб. м газа, но к концу января украинская сторона попросила Газпром уменьшить на 7 млрд. куб. м законтрактованный объем поставок. Сотрудники президентского Секретариата возмущались, что формулировки документов, сводящиеся к принципу «бери или плати», требуют от Украины оплаты даже того указанного в контракте объема газа, который она не потребит. Хотя в марте премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что российская сторона склоняется к варианту отказа от штрафов за нарушение контракта украинскими партнерами, но позже руководитель Газпрома Алексей Миллер уточнил, что переговоры с Нафтогазом относительно штрафов за недобор газа все же ведутся.
Источник: Уточнения требуют вопросы об обеспечении техническим газом транзита и о возможности уменьшения поставок в Украину.
Игорь Диденко уверяет, что сейчас вопрос исчерпан, изменения в контракт будут внесены дополнительными соглашениями. Он уточнил, что в этом году снижение контрактных объемов газа не требует специального оформления, поскольку январские контракты предусматривали возможность отклонения на 20% от утвержденного объема поставок. «Единственная дискуссия идет о том, в каком квартале покупать те или иные объемы газа, потому что цена поквартально меняется в сторону уменьшения», – пояснил чиновник.
Президентская сторона пока не вмешивается в ход курируемых правительствами переговоров Нафтогаза и Газпрома. Уполномоченный Президента Украины по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский на днях отметил, что вопрос о модернизации ГТС, вызвавший очередное обострение украино-российских отношений, будет решен к концу года. Тогда и станут известны инвесторы и условия их участия в проекте, отметил он. Сейчас, по словам Соколовского, разрабатываются технические требования к модернизации украинских магистральных газопроводов, начиная с учета и контроля количества и качества газа и заканчивая мониторингом его транспортировки по всей системе. В целом это техзадание совпадает с ранее обнародованными требованиями российской стороны о прозрачных условиях работы украинской транзитной системы.