Путь к получению российскими компаниями китайского кредита в 25 миллиардов долларов открыт — все необходимые для этого документы во вторник в Пекине в рамках четвертого раунда энергодиалога подписал вице-премьер Игорь Сечин. Главное условие и, собственно, цель этого кредита — начало масштабных поставок в Китай российской нефти. По сути речь идет о переориентации экспортных маршрутов.
Пекин еще с самого начала проекта «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) отчаянно настаивал — нефть должна пойти к ним. Но тогда, на старте ВСТО, было решено — лучше все-таки в Находку. Чтобы, во-первых, не замыкаться на одном покупателе, а во-вторых, чтобы за счет появления необходимой для энергоэкспорта инфраструктуры развивать собственную территорию. Возможность строительства ответвления на Китай сохранялась, но до недавнего времени была чисто гипотетической.
Сейчас же Китай, оценив свои энергоаппетиты (им даже кризис не помеха), предложил дефицитный по нынешним временам товар — «длинные» деньги. То есть впечатляющий своими объемами кредит на 20 лет в обмен на трубопровод длиною чуть больше 60 километров (часть пути пройдет по дну Амура) и пропускной способностью в 15 млн тонн нефти в год.
— Сейчас с уверенностью можно сказать, что наше двустороннее энергосотрудничество выходит на новый уровень, — удовлетворенно произнес Сечин на встрече со своим коллегой, вице-премьером Госсовета КНР Ван Цишанем. — Это не просто рыночная сделка, а уникальное соглашение, которое могло быть заключено только между такими надежными партнерами, как Россия и Китай.
При этом Сечин прозрачно намекнул: подобный опыт можно перенести и на другие сферы: газ, атомную или электроэнергетику. Но с ними пока похуже. Например, китайцы вроде и не против того, чтобы Россия построила вторую очередь Тяньваньской АЭС (как, собственно, построила первую), но считают стоимость предлагаемого контракта завышенной. «Мы готовы проявить разумную гибкость», — опережая все возможные вопросы, заявил на переговорах Сечин. Китайцы, судя по всему, этим ответом остались удовлетворены. Тем более что других претендентов на строительство второй очереди они, похоже, и не рассматривают. Не за горами, намекают источники «Известий», и мощные проекты в газовой сфере. Помимо чисто коммерческих выгод, вкупе с нефтью все это может серьезно повлиять на саму тональность общения России и Европы (кстати, Сечин во вторник передал китайскому руководству новые российские инициативы по энергобезопасности).
— Когда первая нефть по трубе поступит в Китай? — спросили «Известия» Сечина.
— Физическое строительство трубы уже началось. Будет построено не только ответвление на Китай, но и ряд нефтепроводов внутри страны, для поставки с месторождений. В целом же вся работа должна быть завершена в 2010 году.
Как заверил «Известия» глава «Роснефти» Сергей Богданчиков (его компания получит 15 миллиардов кредита, оставшиеся 10 — «Транснефть») после подписания документов, перевод первого транша кредита — уже вопрос дней.