Отсутствие трущоб и национальных гетто — признак здорового развития большого города. Но эксперты прогнозируют, что жилые кварталы Москвы неизбежно ждет социальная сегрегация. Проще говоря, процесс разделения столицы на «богатые» и «бедные» районы идет полным ходом. В городе уже есть территории, где по доброй воле люди селиться не хотят. Причем речь не только о кварталах со старой и обветшавшей застройкой, но и о совсем новых микрорайонах, где возводят жилье для очередников и муниципальных льготников. «Известия» посетили два из них — Некрасовку и Кожухово.
В поселке Некрасовка, где еще пару лет назад жили 7,5 тысячи человек, сегодня, несмотря на кризис, снуют десятки бетономешалок и самосвалов. К 2010 году здесь обещают построить 29 жилых домов. В дальнейшем — еще несколько десятков многоэтажек, после чего население района вырастет до 60 тысяч человек. Но мало кто хочет ехать жить сюда по доброй воле.
— Вы видели новые дома рядом с мусорным полигоном «Некрасовка»? — с ужасом в глазах спрашивает пожилая женщина у продавщицы местного магазинчика. — Их строят в 20 метрах от мусорного кургана. Новоселы, выходя на балкон, будут любоваться свалкой высотой с девятиэтажку.
Женщина не преувеличивает. Впритык с семиэтажным мусорным курганом возводят несколько домов. Одну 17-этажку уже подвели под крышу. Еще два здания застыли на отметке 9 и 7 этажей. Два ближайших дома от основания могильника отделяет полоска, не превышающая 20-30 метров, — хватит для того, чтобы под окнами разбить газончик и оборудовать пожарный проезд для спецтехники.
Из возводимых объектов инфраструктуры наблюдается лишь кафе «Закусон», оборудованное в автобусе, где не спеша обедают строители.
— К июлю под крышу подведем и эти два дома, — рассказывает мужчина, которого сотрапезники с уважением называют Бугром. — Вселять сюда будут военных, очередников и молодые семьи.
— Нет, — возражает ему молодой парень. — Я слышал, сюда отправят жителей расселяемых домов из Выхина и Кузьминок.
— Какая разница кого, — прекращает разговоры Бугор. — Не повезло людям. Вот и все.
Вход на свалку преграждает вагончик с табличкой «Радиационный контроль», но с другой стороны зайти сюда может любой желающий. Предварительно, правда, придется преодолеть свежие траншеи, от которых очень дурно пахнет.
— Вот и конкуренты пожаловали, — на макушке свалки встречает корреспондентов «Известий» мужчина в ватнике с мешком металлолома за плечами. — Советую уходить, а то охрану вызову.
Выяснив, что мы не собираем цветной металл, копатель дядя Ваня меняет гнев на милость и с высоты мусорного холма описывает прелести района.
— Слева — промзона Руднево, там мусоросжигательный завод, — объясняет он. — Там же приют на 3000 собак и завод «Эколог», где медицинские отходы сжигают и мертвых животных. Справа — Люберецкие поля аэрации. А прямо за горизонтом, там, где чайки летают, — Торбеевский полигон. Тоже свалка, но действующая.
Картина, конечно, впечатляет. Особенно если в этот список добавить химзавод по производству гипохлорита натрия, который здесь собираются построить, — в 2007 году Юрий Лужков подписал постановление о выделении под него земли.
С вопросом, будут ли рекультивировать полигон и насколько он вреден для будущих новоселов, мы обратились в пресс-службу столичного стройкомплекса. Там «Известиям» посоветовали обратиться в префектуру ЮВАО. В префектуре сказали, что про полигон знают в администрации района Некрасовка.
— Полигон хоть и называется «Некрасовка», но находится на территории Московской области, — заявил «Известиям» первый замглавы района Анзур Алисултанов. — Вопрос о его рекультивации должны решать Москва и область, а не мы. Знаю, что в свое время там собирались делать горнолыжный склон. Потом предлагали вывезти мусор — но очень дорого оказалось, работы оценивались в 5 миллиардов рублей. Какое решение было принято в итоге, мне неизвестно. Звоните в стройкомплекс.
Круг замкнулся. Перспективы будущих новоселов согласились прокомментировать только независимые экологи.
— В треугольнике Кузьминки-Люберцы-Капотня собраны самые вредные заводы и могильники города, — говорит президент Союза за химическую безопасность Лев Федоров. — В Капотне расположен нефтеперегонный завод. А в парке «Кузьминки» еще при СССР был заложен могильник химического оружия, которое до сих пор не вывезено за пределы города.
— Днем полигон может принимать стройотходы, а ночью — все что угодно и без всякого контроля, — рассказал «Известиям» президент Ассоциации мусорщиков России Лазарь Шубов. — К сожалению, такие «правила» действуют почти на всех полигонах. Я могу с уверенностью сказать, что в кургане можно обнаружить и «месторождения» ртути, и тонны пищевых отходов. Последние выделяют биогазы, загрязняющие воздух. В результате люди, которые получат здесь квартиры, проживут лет на 10 меньше, чем могли бы. Санитарно-защитная зона вокруг таких полигонов — 500 метров. Ближе жилье строить просто нельзя.
Соседнее с Некрасовкой Кожухово — еще один «заМКАДный» район, где строят дешевое (конечно, по столичным меркам) жилье. Военные, очередники, молодые семьи — подавляющее большинство здешних новоселов. Только от перечисления экологически опасных объектов на прилегающих территориях волосы встают дыбом: мусоросжигательный завод N 4 — высший класс опасности (в ближайшее время планируется увеличить его мощность вдвое, до 600 тысяч тонн в год), крематорий Николо-Архангельского кладбища — высший класс опасности, мусорный полигон «Кучино», некрасовская свалка и свалка в Торбеево, два крупных канализационных коллектора, идущих к люберецким очистным сооружениям…
Первое время, полностью поглощенные радостными хлопотами по переезду и обустройству новой квартиры, новоселы ничего вокруг не замечают. Потом начинают осматриваться и обнаруживают, что попали куда-то не туда.
— Нам с дочкой город продал в рассрочку однокомнатную квартиру, — рассказала «Известиям» Ольга Липина, участница программы «Молодой семье — доступное жилье». — Совсем недорого — спасибо ему, конечно. Но сейчас наше единственное желание как можно скорее выехать из Кожухова. Ребенок постоянно болеет — раньше она никогда так упорно не болела. Видимо, что-то аллергическое…
Конечно, дареному коню в зубы не смотрят. Москва сегодня чуть ли не единственный регион в стране, где очередники все еще получают бесплатное и льготное жилье, и желание администрации города удешевить его строительство понятно — бюджет не резиновый. Но и создавать новостройки-трущобы в современном мегаполисе тоже потенциально опасно. «Известия» намерены продолжить эту тему, дав возможность высказаться всем заинтересованным сторонам.