На днях акционеры СП «Сарматия» утвердили технико-экономическое обоснование (ТЭО) «перенаправления» нефтепровода. Президент Виктор Ющенко расценивает событие как важный этап создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. В обнародованном ТЭО доказано, что в Европе есть возрастающий спрос на легкую нефть, а в регионе Каспия – запасы, достаточные для загрузки маршрута Одесса–Броды. Рост спроса разработчики ТЭО объяснили, в частности, уменьшением запасов на месторождениях Северного моря. Они отмечают, что даже без учета этого фактора проект «Одесса–Броды» выгоден, поскольку нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), расположенные по маршруту украинского нефтепровода, могут переработать до 30 млн. тонн нефти в год. Предполагается, что первый этап реализации проекта не потребует дополнительного финансирования: по существующему маршруту будет транспортироваться 5–10 млн. тонн нефти из Азербайджана на украинские, чешские и словацкие НПЗ. Второй этап потребует инвестиций для достройки инфраструктуры от Баку и до польского Гданьска, что позволит увеличить пропускную способность нефтепровода до 40 млн. тонн. нефти. Стоимость проекта оценивается от 2 до 7 млрд. долл. Все политические договоренности о новом этапе работы «Одесса–Броды» были достигнуты в начале апреля, во время закрытой беседы президентов Украины и Азербайджана Виктора Ющенко и Ильхама Алиева. Источники, близкие к переговорам, сообщили, что Ющенко и Алиев договорились до конца 2009 года отобрать нефтепровод у «Транснефти», транспортирующей нефть в обратном (реверсивном) направлении, и перезапустить его. Уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский подтвердил, что без дополнительных затрат и при наличии политической воли по маршруту можно уже сейчас прокачивать «5–7 млн. тонн нефти в год транзитом, а 4–5 млн. тонн нефти будет оставаться в Украине».
Впрочем, Ющенко требовал от правительства реализовать этот проект еще в мае прошлого года. В дело «Одесса–Броды» были втянуты и Конституционный суд Украины, и Совет национальной безопасности и обороны. Но Юлия Тимошенко отказалась выполнить приказ, заподозрив, что на самом деле речь идет о попытке «выкачать техническую тяжелую нефть, которой наполнен нефтепровод Одесса–Броды, на 300 миллионов долларов и оставить трубу без нефти». Она потребовала представить документы, свидетельствующие о готовности прикаспийских и европейских государств заключать контракты на поставку нефти по украинскому маршруту. И выразила сомнение, что зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания Milbert Ventures Inc., которая якобы претендовала на роль посредника, является достаточно прозрачной для участия в межгосударственных проектах.
Президентская сторона, в свою очередь, обвинила премьера в сговоре с российскими компаниями. «Сегодня вся система магистральных нефтепроводов Украины находится в фактической зависимости от двух иностранных заказчиков – российской компании «Транснефть» и офшорной компании «Скилтон». Кабмину нужно разобраться и объяснить, почему эти две компании фактически управляют всеми нефтепроводными маршрутами Украины», – сказал замглавы президентского секретариата Андрей Гончарук.
Напомним, в 2004 году, когда 674-километровый нефтепровод простаивал уже два года, украинская сторона подписала соглашение о сотрудничестве с компанией ТНК-ВР. Спустя два года государственная компания «Укртранснефть» подписала дополнительные соглашения на три года с ТНК-ВР и АК «Транснефть». Российская сторона обязалась ежегодно прокачивать до 9 млн. тонн нефти, правда, в обратном направлении – с Западной Украины в одесский порт Южный. Формально срок действия соглашений завершится только в декабре 2009 года. Могут ли контракты быть разорваны раньше и какую схему продления предполагают документы – неизвестно. Что же касается компании «Скилтон», то, по данным центра «Номос», она была зарегистрирована на Кипре в январе 2001 года. Учредителем выступила зарегистрированная на Британских Виргинских островах компания «ТНК Интернэшнл», входящая в состав группы компаний ТНК (Россия).