Дмитрий Медведев может обязать топ-менеджеров госкорпораций и членов их семей, как и чиновников, предоставлять данные о доходах и имуществе. Об этом говорится в проекте президентского указа. По мнению сотрудника одной из госкорпораций, имущество можно переписать и на дальних родственников.
О порядке отчета говорится в проекте одного из указов, который будет представлен главе государства к 15 мая, рассказал «Газете.Ru» сотрудник администрации президента. Пакет антикоррупционных законов был принят в декабре, однако заработают они после того, как президент своими указами установит перечень должностных лиц, которые должны предоставлять данные о своих доходах и имуществе, а также порядок проверки этих отчетов.
По словам кремлевского чиновника, президиум совета при президенте по противодействию коррупции проекты указов уже рассмотрел. Это делается в развитие законодательства о противодействии коррупции, сказал член совета Анатолий Кучерена: законы для того и разрабатывались, чтобы деятельность в том числе и госкорпораций была абсолютно прозрачна.
По проекту указа, содержание которого пересказал кремлевский чиновник, предоставлять данные о своем материальном положении должны будут руководители госкорпораций и члены правления, работающие на постоянной основе. На наблюдательные советы, в состав которых входят, как правило, чиновники, действие указа не распространится.
Сведения о доходах и имущественные справки менеджеры госкорпораций, по проекту, должны будут направлять в кадровое управление Кремля или в кадровое подразделение аппарата правительства – в зависимости от того, кто, президент или правительство, назначает руководителя той или иной госкорпорации. Обязательной публикации сведений или предоставления их по запросу СМИ, скорее всего, в проекте указа предусмотрено не будет, говорит собеседник.
По словам сотрудника администрации президента, «с высочайшей долей вероятности» обнародовать данные о материальном положении менеджеров можно будет только с их согласия.
Это правильный подход с уважением к личности и к частной жизни, комментирует Кучерена.
Деятельность каждой из существующих госкорпораций – всего их 7 – регулируется отдельным законом, в котором определяется формирование имущества компании, а также порядок назначения руководства. Гендиректоров «Росатома», «Ростехнологий» и «Роснано» назначает и освобождает от должности президент. То есть руководители этих компаний – Сергей Кириенко, Сергей Чемезов и Анатолий Чубайс – будут сдавать справки о доходах и имуществе в управление по кадровым вопросам администрации президента.
Руководители еще четырех госкорпораций – «Олимпстроя», Внешэкономбанка, Фонда содействия и развития ЖКХ и Агентства по страхованию вкладов – назначаются правительством. Президент «Олимпстроя» Виктор Колодяжный, председатель ВЭБ Владимир Дмитриев, председатель правления Фонда ЖКХ Константин Цицин и гендиректор АСВ Александр Турбанов должны будут отчитываться перед кадровым управлением аппарата правительства.
В Фонде ЖКХ «Газету.Ru» заверили, что будут действовать строго в соответствии с будущим нормативным актом. В «Олимпстрое» предпочли не комментировать нововведение.
Сотрудник одной из госкорпораций отметил, что новый порядок вряд ли поможет обеспечить прозрачность их деятельности, поскольку, к примеру, имущество можно переписать на более дальних родственников.
Размер зарплат руководителей госкорпораций известен лишь приблизительно – по некоторым данным, они могут доходить до 1 млн руб. в месяц. За время существования такой формы компаний лишь бывший глава госкорпорации «Роснанопром» Леонид Меламед в 2008 г. раскрыл зарплату, которая на тот момент составляла 400 тыс. руб. в месяц без надбавок и бонусов. Порядок зарплат в Фонде ЖКХ стал известен благодаря проверке Генпрокуратуры, результаты которой были обнародованы этой весной: общая сумма премий членам правления коммунальной госкорпорации составила 55 миллионов рублей, притом что в правлении всего три человека. Цицину было выплачено порядка 16,5 млн рублей в качестве годового вознаграждения, объявил генпрокурор Юрий Чайка и порекомендовал вице-премьеру Дмитрию Козаку расторгнуть трудовой договор с Цициным. Сам фонд указывает, что формально никаких претензий к ним нет, а предположения, что корпорация нарушила требования Бюджетного кодекса, счел некорректными.
По мнению эксперта по госслужбе из ВШЭ Павла Кудюкина, решение выглядит «вполне логично, поскольку руководители госкорпораций распоряжаются бюджетными средствами». Кроме того, по своей организационной форме госкорпорации крайне непрозрачны, а формы отчетности не прописаны, отметил он в беседе с «Газетой.Ru». «Зачастую нынешние руководители госкорпораций имеют бизнес-интересы, потому как пришли из бизнеса, значит, контроль необходим», – отметил эксперт.
В планируемом нововведении есть и слабый момент. «Здесь может идти речь об ограничении прав и свобод человека и гражданина, и указ может быть оспорен, например, в КС. Госслужащие заранее предупреждены об ограничениях, которые будут на них накладываться, но в данном случае это не госслужащие», – пояснил Кудюкин. К тому же ограничения налагаются на менеджеров как будто задним числом – уже после подписания контракта.
Возможно, стоит необходимые поправки вносить или в закон об НКО, где прописана организационно-правовая форма госкорпораций, или в закон о противодействии коррупции, предложил эксперт.
Указы начнут действовать со следующего года – в апреле 2010 года менеджеры госкорпораций будут отчитываться об имуществе и доходах за период с 1 января по 31 декабря 2009 года (в 2010 году вступят в силу и антикоррупционные поправки, согласно которым декларации будут сдавать чиновники). В порядке подачи отчета, предусмотренном проектами указов, соблюден тот же принцип, что и у чиновников: сведения о доходах и имуществе будут предоставляться в кадровый орган того должностного лица, которое или по представлению которого назначаются соответствующие лица, пояснил чиновник администрации президента. Исключение составят федеральные министры. По закону о правительстве сначала их данные проверят налоговые органы, а потом кадровое управление Кремля. Но заместители министров будут предоставлять сведения напрямую в администрацию президента. То же касается и председателя Счетной палаты, которого по представлению президента утверждает Госдума.