Главная » Компании » Ющенко хочет спасти напугавшую Москву брюссельскую декларацию от козней Тимошенко

Ющенко хочет спасти напугавшую Москву брюссельскую декларацию от козней Тимошенко

Декларация о модернизации газотранспортной системы Украины от 23 марта, напугавшая Москву и давшая Киеву повод говорить о своей победе, оказалась под угрозой срыва. Ключевое условие ее исполнения — создание независимого оператора ГТС — правительство Украины вынуждено отложить на неопределенное время. На защиту договоренностей с Европой поднимается президент страны Виктор Ющенко.

«Нафтогаз Украины» по доброй традиции столкнулся с отсутствием денег для оплаты приобретаемого у «Газпрома» топлива. В письме главы Минтопэнерго Юрия Продана, адресованном правительству (его копия оказалась в распоряжении «Украинской правды»), так и сказано: «Дефицит собственных средств не позволяет „Нафтогазу“ обеспечить проведение необходимых расчетов за полученный газ».

Далее составитель документа пишет, что дело худо: банки в долг не дают.

Выход из сложившейся ситуации Продан видит таким: украинская компания должна получить от «Газпрома» аванс в счет транзита газа на Запад и расплатиться этими же деньгами за поставленное на Украину топливо.

Цена вопроса — 5 миллиардов долларов (версия Владимира Путина) или 3,4 миллиарда (версия советника Юлии Тимошенко Сергея Пашинского). Разница объясняется колебаниями цены газа (она устанавливается по формуле ежеквартально). Но в любом случае, речь идет об огромных суммах.

По мнению министра, правительство также должно рассрочить «Нафтогазу» выплату 25-процентного налога на прибыль (под прибылью имеется в виду аванс от «Газпрома»), так как авансовые деньги тут же пойдут на уплату газа. Сумма названа: около 6,7 миллиарда гривен (800 миллионов долларов). Формула рассрочки предлагается такой: срок выплаты — 60 месяцев, платежи будут производиться равными долями ежеквартально, начиная с мая 2010 года.

В правительстве Украины документ прочли и, в целом, согласились с доводами Продана.

Подготовили проект постановления кабинета министров, в котором просьбы Минтопэнерго преобразованы в императивы, то есть: аванс получить, отдать его «Газпрому» за поставляемое топливо, выплату налога рассрочить.

Правительственный документ пока не вступил в силу только из-за необходимости его согласования с Государственной налоговой администрацией.

Такая схема оплаты за российский газ особой новостью не является: ранее Тимошенко говорила, что этот вариант — один из наиболее приемлемых для Украины. Более того, после последней встречи с Путиным в Москве она рассказала, что подобным образом Украина договорилась о получении 800 миллионов кубометров газа в счет будущих транзитных платежей и надеется на логическое развитие этой схемы оплаты в дальнейшем.

Новостью для многих стало то, к чему могут привести подобные сделки.

Декларация, заключенная 23 марта в Брюсселе между Украиной и ЕС, вызвала шквал критики из Москвы. Поводов для беспокойства российскому руководству она дала немало. Если совсем коротко, то этот документ поставил под большой вопрос стратегические планы «Газпрома» на европейском направлении.

На Украине же после ее подписания царило приподнятое настроение: Киев получал все шансы не только остаться почти монопольным транзитером российского газа в Европу, но и расширить свои трубы и наполнить их дополнительными объемами газа. При этом почти все траты по модернизации ГТС на себя брали иностранцы.

Однако и от Киева кое-что требовалось. В частности, во первых строках декларации было записано, что Украина обязуется создать полностью независимую компанию-оператора ГТС. В существующих условиях это значит отделить «Укртрансгаз» от материнской компании — «Нафтогаза Украины».

Смысл этого требования состоит в следующем. «Нафтогаз» — компания государственная, она работает на грани рентабельности, так как покупает газ дорого, а продает — дешево. Это делается не из природного альтруизма, а ради сохранения социальной стабильности и конкурентоспособности украинской промышленности. Таким образом правительство субсидирует предприятия и население.

Образующийся в результате таких операций разрыв в бюджете «Нафтогаза» наполняется за счет выручки его «дочки» — того самого «Укртрансгаза».

Европейцы отлично понимают, что отдачи вложенных средств от такой связки они никогда не добьются. Поэтому и требуют в качестве партнера себе оставить только прибыльный «Укртрансгаз». Иначе денег на модернизацию не дадут.

Но если оторвать одну компанию от другой, неминуемо произойдет что-то нехорошее. Либо «Нафтогаз» тотчас обанкротится, либо поднимет цены на газ до рыночных. Но тогда обанкротиться могут многие предприятия, а население взвоет от роста цен практически на все.

Но, допустим, эту неприятность как-то получилось уладить и материнская компания отпускает дочернюю во взрослую жизнь — «замуж» за богатого европейца.

Тут-то, как чертик из табакерки, выскакивают авансовые миллиарды от «Газпрома». Из-за того, что они уже будут выплачены «Нафтогазу» и (пока еще) его дочке — «Укртрансгазу», последний остается на несколько лет БЕЗ прибыли.

Любой европеец, да и не только, задумается: а есть ли резон давать деньги компании, у которой в графе «дебет» в ближайшие годы ГАРАНТИРОВАННО будет красоваться ноль? Расходы же при этом останутся.

Кроме того, могут начаться суды: долгосрочные контракты на поставку и транзит топлива «Газпром» заключал с одной компанией, поэтому, если она будет разделена, у России могут возникнуть вполне обоснованные претензии.

В общем, условия декларации соблюсти как-то не очень получается.

Президент Виктор Ющенко, для которого соглашения с ЕС дороги, как дети (в Брюсселе он даже настоял, чтобы Тимошенко подписывала их его ручкой), остался проектом постановления кабмина крайне недоволен.

Устами руководителя Главной службы социально-экономического развития своего секретариата — Романа Жуковского — президент заявил, что немедленно приостановит действие документа, если правительство его утвердит.

Чиновник объявил, что постановление поставит под угрозу участие стран Европейского Союза в модернизации украинской ГТС, поскольку принятой в Брюсселе декларацией предусмотрено, что компания, осуществляющая транзит газа, должна быть независимой.

«Однако авансовые платежи в счет будущего транзита газа фактически оставляют компанию „Укртрансгаз“ без наличных средств и ставят под сомнение ее самостоятельность», — отметил Жуковский.

Такого «предательства национального интереса» (любимое выражение Ющенко) от Тимошенко он не потерпит.

Но в этом случае все будет еще веселее. Денег-то как не было, так и нет. Чем будет платить Украина за российский газ — непонятно.

Тем более что Россия, кстати, пока не заявляла о согласии выделить Украине многомиллиардный аванс за будущий транзит. Переговоры об этом все еще продолжаются.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.