Премьер-министр Владимир Путин прилетел в четверг в Минск на заседание Совмина Союзного государства России и Белоруссии. В повестке оказались 22 вопроса, посвященных главным образом выполнению совместного антикризисного плана. Однако куда более важной темой стали переговоры премьера с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
Кризис очень расстраивает Белоруссию. Подавляющая часть экспорта идет в Россию, и только в первом квартале он сократился более чем на 40%. Минск ждет не дождется, когда Москва перечислит последний транш в 500 миллионов долларов от 2-миллиардного кредита, который согласилась предоставить белорусам в прошлом году. А еще российское руководство не соблюдает договоренности — недостаточно открывает рынки для белорусских товаров.
В свою очередь, Россию раздражает, что Белоруссия присоединилась к программе ЕС «Восточное партнерство» и так и не признала независимость Абхазии и Южной Осетии.
— Есть определенные проблемы, которые надо обсудить, — начал встречу Лукашенко, пристально глядя на Путина. — Это прежде всего проблемы, которые касаются нынешнего мирового финансового кризиса, который, к сожалению, нас не миновал, а пришел к нам со стороны.
Услышав про «другую сторону», Путин кивнул. Хотя в устах Лукашенко «другой стороной» вполне могла бы быть и Россия.
— Мы вынуждены с этим считаться, — продолжил Лукашенко. — Обсудим весь спектр: и политические вопросы, и нашу совместную оборону в Союзном государстве…
— Хочу начать с поздравлений, — Путин немедленно расширил спектр своей любимой темой спорта. — Минск избран столицей проведения чемпионата мира по хоккею в 2014 году!
Ровно неделю назад Путин на встрече в Астане с премьер-министром Юлией Тимошенко тоже начал с темы спорта: поздравил Украину с победой «Шахтера» в Кубке УЕФА. А потом отказал в кредите в 5 миллиардов долларов.
— Несмотря на все проблемы, связанные с кризисом, это (ЧМ в Минске. — «Известия») — позитивный сигнал! — заверил Путин Лукашенко, для которого «спортивное» начало беседы явно было недобрым сигналом.
— Да, мы смогли снизить темпы уменьшения товарооборота, — быстро сменил тему Путин. — Сегодня подумаем над тем, как остановить это падение и наращивать товарооборот. А он составил в прошлом году 34 миллиарда долларов…
На этих словах, под грустным взглядом Лукашенко, журналистов вывели из зала. Они стояли на улице и слушали министра финансов России Алексея Кудрина, который рассказывал, что Белоруссия запросто может лишиться транша в 500 миллионов долларов. «Мы можем столкнуться с неплатежеспособностью белорусского правительства», — говорил Кудрин. По его словам, Москва предложила Минску взять транш в рублевом эквиваленте, но белорусы отказались. «Сегодня позиция Белоруссии постепенно превращается в иждивенческую!» — сделал вывод Кудрин. Какая нам после этого Абхазия с Южной Осетией?
Правда, Россия и Белоруссия подписали соглашение об использовании атома в мирных целях, которое может в будущем дать старт некоторым крупным проектам. В частности, соглашению о строительстве атомной станции в Белоруссии, которое, по словам замглавы Росатома Александра Локшина, будет подготовлено к подписанию в третьем квартале этого года. Минск уже попросил у Москвы кредит в 9 млрд долларов на строительство «братской» АЭС.