Идея единого налога на недвижимость проста: как заявил Владимир Путин, состоятельные граждане будут платить за свою квартиру больше, менее обеспеченные — меньше. «У владельцев скромных квартир и земельных участков будут льготы, они будут защищены», — пояснил премьер. Напомним, что поставить налогообложение недвижимости в прямую зависимость от ее размеров и цены правительственные чиновники собираются еще с середины 1990-х годов. Однако до сих пор никто так и не смог придумать, как осуществить все это технически. Затрудняет введение налога отсутствие единого кадастра недвижимости, без которого исчисление рыночной стоимости жилья практически невозможно.
И все же самой большой проблемой, долгое время препятствовавшей введению единого налога на недвижимость, являются непредсказуемые социальные последствия. Дело в том, что довольно часто обладателями дорогостоящих объектов являются отнюдь не нувориши, а самые обыкновенные люди, получившие их в наследство от заслуженных предков или прожившие в них всю жизнь. Большинство из них вряд ли окажутся в состоянии платить налог за квартиру в центре Москвы или Санкт-Петербурга по соответствующей ставке. Подобное положение дел вынудит владельцев такого жилья, большинство из которых приходится на малоимущих или престарелых пенсионеров, покидать насиженные места.
Впрочем, это еще не самая главная напасть, подстерегающая таких переселенцев. Смена места жительства из-за неспособности платить высокий налог на недвижимость для многих «случайных» владельцев дорогого жилья может оказаться смертельно опасным занятием. Хорошо известны случаи, когда одинокие и престарелые люди, пытавшиеся совершать какие-либо действия со своей недвижимостью, становились жертвами преступников. К счастью, подобные операции были не самым распространенным явлением по причине все той же привязанности стариков к своему жилью. В случае введения единого налога, операции по продаже дорогого и покупке бюджетного жилья ничего не понимающими в этом людьми станет массовым явлением. О том, каким разгулом криминала будет сопровождаться переселение и чем это обернется для самих переселенцев, можно только догадываться.
Впрочем, эксперты не склонны видеть в происходящем никакой опасности. «Недвижимость — это собственность, которой нужно грамотно и правильно управлять, – уверен глава комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. — Собственник самостоятельно решает, что для него лучше — платить повышенный налог за квартиру в центре Москвы или купить что-то попроще, и тогда платить налог по уже более низкой ставке. Важно то, что у нас скоро появится механизм, дающий собственнику возможность оспаривать оценку, проведенную по заказу государства. Не чиновник или заказанный им оценщик решает, сколько стоит ваша квартира и, соответственно, какой налог вам платить. Владелец — физическое лицо — имеет возможность вмешаться в процесс окончательной оценки своей недвижимости и оспорить результаты оценщика, предоставив, со своей стороны, отчет альтернативного оценщика. Механизм оспаривания в суде отчета против отчета обеспечивает собственникам максимальную защищенность. При этом в суде могут приниматься результаты оценки аналогичной недвижимости, например, квартиры или участка соседа. И здесь у собственника появляется реальная возможность экономии на защите собственных прав».
Заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» Института экономики города Леонид Бандорин полагает, что «технологически введение единого налога на недвижимость в 2010 году не реально. Для этого нужно создать единый объект недвижимости. Нужна статистика, сколько у нас домов, у кого из них земля в собственности, а ее у нас нет. Для того чтобы вводить налог, надо понимать методологию, как взимать этот налог. Это сложно в условиях такой неустроенности. Если мы рассмотрим вопрос социальных последствий, то я считаю опасения экспертов, что могут пострадать малообеспеченные граждане, несостоятельными. Все постепенно начинают понимать, что недвижимостью нужно управлять. А если вы не можете ею управлять, то продайте свою дорогую квартиру в центре, и переезжайте в более дешевую на окраине. Пожилым людям все равно, где жить. Зачем им жить в центре? Подход „где родился, там и умру“ должен преодолеваться со стороны государства жестко».
«Насколько возможно введение единого налога в 2010 году, вопрос философский, — считает руководитель аналитического центра „Индикаторы рынка недвижимости“ Олег Репченко. — Казалось бы, при наличии политической воли это можно сделать, но существующая ситуация, скорее, говорит об обратном. Что касается социальных последствий, то это опять-таки философия. В мировой практике к собственникам жилья отношение довольно жесткое: если ты собственник недвижимости, то должен нести бремя ее содержания. Для старшего, советского поколения, не привыкшего нести бремя за содержание квартиры, психологически будет очень тяжело, люди просто не привыкли к тому, что они будут должны за все платить сами и в полном объеме. Поэтому социальное напряжение будет довольно большое, и это главная причина того, что власти не решаются на какие-то резкие шаги. На мой взгляд, гораздо более понятный и близкий момент — это переход на рыночную стоимость оплаты услуг ЖКХ, по полным ценам, и понимание того, что эксплуатация домов стоит больше, чем мы привыкли сейчас платить».