Но вспоминают ли они о своих мечтах теперь, получая платежки с ценой «газовой независимости»?
«Доктор Порошенко»
Президент Украины недавно сравнил последние два с половиной года украинской экономики с пребыванием в реанимации.
«Наш экономический организм уже выписан из реанимации и демонстрирует признаки выздоровления. После четырнадцати кварталов падения подряд, которое, кстати, началось еще за год до революции и войны, экономика, наконец, возобновила рост», – заявил Петр Порошенко в своем обращении по случаю Дня Достоинства и Свободы.
Доктор Порошенко, вероятно, знает, что говорит. Но если уж перейти в медицинскую сферу, то существует давно проверенный рецепт для выздоровления: пациент нуждается в уходе (подальше от него) врача.
Результаты реформаторской терапии
Конфликт с Россией стал для украинской власти единственным источником положительных новостей для патриотического сегмента общества. Отдельным достижением преподносят «газовую независимость», суть которой состоит в том, что Украина покупает российский газ не напрямую у «Газпрома», а по европейской цене. И вся тяжесть новой газовой реальности легла не только на промышленность, но и на население, которое теперь платит за газ по цене импорта из России плюс стоимость транзита до Германии.
Плоды реформ
Украинцы на Майдане стояли не столько за европейский выбор, сколько за трехкратный рост коммунальных тарифов, обвал гривны и двукратное понижение собственных доходов. Об этом заявил директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко, комментируя основные события постреволюционной экономики.
«Я так понимаю, что все те, кто три года назад вышли на Майдан, хотели только одного: — обвала гривны в 3 раза; — повышение тарифов ЖКХ в 10 раз; — сделать безработными 2,5 млн человек; — обесценить зарплату в два раза;
украинцы в мечтах о ЕС — повысить цены в два раза; — отдать Крым России; — сделать войну на Донбассе; — поменять одних казнокрадов на других», — считает Охрименко.
Рост цен в Украине. Инфографика
«Украинский народ больше не мог терпеть, что каждый год росли реальные доходы населения, цены были стабильны и не было кризиса. Поэтому и вышли на Майдан, чтобы сделать свою жизнь чуть-чуть веселее и разнообразнее. Сколько раз смотрел фото с Майдана, что-то не помню плакатов со словами «Хотим чтобы тарифы ЖКХ в Украине, были как в ЕС». Может, не туда смотрел..», – добавил эксперт.
Отдельно экономист выразил свое мнение о Дне Достоинства и Свободы.
«Насчет «гідності» (достоинства – ред.) все понятно. У некоторых Героев Майдана гідність шикарно выросла, если посмотреть их электронные декларации. А что касается «свободы», то это надо полагать, что теперь большая часть украинцев получили полную свободу от денег. А то они им явно мешали и поэтому они так весело прыгали на Майдане», – отметил Охрименко.
Глубокая яма
«Внешний госдолг за последние 2,5 года увеличился на 9 миллиардов долларов до 46 млрд, а за предыдущие четыре года – всего на 10 миллиардов. Получается, за период почти в два раза меньше внешний госдолг увеличился на ту же сумму, то есть, темпы в два раза выше», – отметил Скаршевский.
Эксперт напомнил, что три года назад одним из самых больших ожиданий было искоренение коррупции в Украине.
«Согласно отчету Transparency International за ноябрь, Украина как была одной из самых коррумпированных стран Европы, так ею и осталась: 86% украинских граждан отрицательно оценивают попытки правительства побороть коррупцию. И это несмотря на огромное количество новосозданных антикоррупционных органов, получающих миллиарды гривен из наших налогов», – сказал он.
По словам Скаршевского, при текущей экономической политике и нынешней власти, перспективы экономики остаются нерадужными.
«Нынешняя власть пользуется только рецептами МВФ, которые не могут благоприятствовать экономическому росту. Это показывает как опыт сотрудничества с фондом Украины, так и с другими странами. Например, за последние 2,5 года Украина получила 12,5 миллиардов долларов кредитов от МВФ. Это почти такая же сумма, которую страна получила от МВФ за предыдущие 23 года. Но, несмотря на этот кредит и условия фонда, украинская экономика свалилась в пропасть, а менять экономическую политику украинская власть, к сожалению, не собирается», – констатировал экономический эксперт.
Бегство из Украины
Изменения в экономике три года спустя победы «европейского выбора» на Майдане заметны невооруженным глазом. Они исчисляются не в каких-либо сотых процента, а – десятках, и не миллионов гривен, а миллиардов долларов.
Украинцы бегут из страны, как когда-то сбежал «диктатор» – законноизбранный президент Виктор Янукович. Они бегут так же безвозвратно, пока власть занята рассказами, что жить стало лучше.
Любопытно, что миграционные настроения очень сильны среди тех, кто раньше призывал к свержению «преступной власти» (избранной на демократических выборах), а потом выражал безоговорочную поддержку всем радикальным действиям власти по разрыву экономических связей с Россией и эскалации конфликта на Донбассе. Теперь они бегут в Польшу и дальше, оставляя за собой страну, разрушенную в угоду собственным иллюзиям.