Поведение России относительно поставок газа в Украину дает основания подумать, насколько обоснованным для энергобезопасности Евросоюза является проект газопровода «Северный поток-2», заявил президент Петр Порошенко на встрече с министром обороны Швеции.
Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что концерн в понедельник направил «Нафтогазу» официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов на поставку и транзит газа через Стокгольмский арбитраж.
«Поведение Российской Федерации после принятия соответствующего решения Стокгольмским арбитражем … дает дополнительные основания, чтобы подумать насколько обоснованным с точки зрения энергетической безопасности Европы является проект «Северный поток-2″, который монополизирует поставки газа в ЕС со стороны РФ», — сказал Порошенко на встрече, которую транслировали украинские телеканалы.
По словам Порошенко, РФ «не собирается выполнять решение суда относительно транзита и угрожает разрывом контракта, хотя это и не предусмотрено контрактом». «Я очень надеюсь, что страны северной Европы – Швеция, Финляндия, Дания сыграют важную роль для того, чтобы не дать РФ использовать инструменты газового шантажа против ЕС и Украины», — сказал Порошенко.
Стокгольмский арбитраж 28 февраля вынес решение по спору «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контракта на транзит газа. Суд взыскал с «Газпрома» в пользу «Нафтогаза» 4,637 миллиарда долларов компенсации за недопоставку газа на транзит через Украину, но с учетом предыдущего решения (по контракту на поставку газа) российская компания должна выплатить меньше — 2,56 миллиарда долларов. «Газпром» заявил о несогласии с последним решением и о намерении расторгнуть контракты с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа.
Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Против реализации проекта выступает ряд стран, в частности Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и США, имеющие амбициозные планы по экспорту в Европу своего СПГ.