Ученые из Великобритании, Франции, Португалии и Бразилии провели оценку стратегии, которой придерживалось правительство Бразилии при освоении наиболее бедных регионов в джунглях Амазонки.
Изначально отдаленные провинции были в неблагоприятных условиях. Они располагались слишком далеко от крупных городов и дорог, в области со слишком влажным и жарким климатом, а плотность населения была сравнительно невелика. Лес должен был обернуться валютой Улучшить условия жизни местных жителей планировалось за счет вырубки лесов. Предполагалось, что лесозаготовки стимулируют строительство дорог, а вырученные от продажи древесины деньги позволят наладить сельское хозяйство на расчищенной земле.
Исследователи поделили все регионы страны на семь групп, отсортировав их по признаку наличия лесов. В одной группе были районы, где лес уже практически вырубили, в другой – где к вырубкам еще не приступали, а остальные пять заняли промежуточное положение. Далее для каждой группы собиралась статистика: экономистов и экологов интересовала продолжительность жизни, уровень образования и доход на душу населения. Пни денег не дали В первые годы после начала вырубок все действительно было хорошо: строились дороги, на освободившейся земле засевались новые поля, а продолжительность жизни резко возрастала. Росла и численность населения – на заработки приезжали мигранты из более бедных регионов.
Но через несколько лет рубить становилось уже нечего. Это было предсказуемо, и изначальный план предполагал, что к данному моменту местные жители уже смогут зарабатывать на сельском хозяйстве. Увеличившееся поголовье скота и площади полей должны были этому способствовать.
Но почвы, ранее занятые лесами, истощились очень быстро. Животноводческие фермы столкнулись с нехваткой кормов и были также вынуждены сократить поголовье скота. Сельское хозяйство не поднялось до уровня, который бы обеспечивал такой же уровень жизни, который был во время массовой вырубки леса. И, более того, он упал еще ниже первоначальной отметки. Из проанализированных учеными показателей в долговременной перспективе улучшилась только грамотность. Альтернативная модель Работа, которую опубликовал журнал Science, поставила по сути крест на концепции поднятия экономики за счет экспорта быстро заканчивающегося ресурса. Впрочем, насколько можно переносить ее выводы, к примеру, на Россию с ее зависящим от нефти бюджетом, ученые не сообщают. По их мнению, вполне может оказаться, что провал бразильской программы обусловлен исключительно местными факторами. И теперь перед экономистами стоит задача разработать альтернативный план развития лесных регионов.