Главная » Экономика » Закатаем кризис в асфальт. Каким будет план модернизации российской экономики?

Закатаем кризис в асфальт. Каким будет план модернизации российской экономики?

Российские дороги, оказывается, не только самые плохие в мире, но еще и самые дорогие. А производительность труда у нас в шесть раз ниже, чем в Европе или в Америке. К тому же топлива мы сжигаем недопустимо много. Так что выйти из кризиса Россия сможет только за счет модернизации своей экономики. Об этом не раз говорил президент Дмитрий Медведев, с этим согласны политики и эксперты. Но никто до сих пор не знает, как именно должна выглядеть эта модернизация. Никакой комплексной программы пока не существует. «Известия» решили включиться в работу над ней и дать слово ученым — тем, кто формирует сейчас программу обновления экономики России.

Неудовлетворительное положение вещей, которое сегодня заставляет президента Дмитрия Медведева создавать комиссии по модернизации и постоянно повторять довольно очевидные тезисы о необходимости технологического прорыва, порождено двумя обстоятельствами.

Во-первых, в России не сложилось понимания того, что такое модернизация. Если в мире ее обычно воспринимают как развитие экономики на основе новых технологий, то у нас под ней понимают ускоренное создание этих самых технологий. Президент говорит: «Интеллект и способность к новаторству — это сейчас наше главное конкурентное преимущество», и он прав. Но это преимущество надо еще суметь использовать. В реальной конкурентной борьбе Россия, создав-шая и создающая массу новых технологий, вчистую проигрывает Китаю, главному «интеллектуальному пирату» современности. Так что модернизация России состоит не в развитии собственно технологического сектора, а в создании механизма усвоения технологий нашей промышленностью.

Во-вторых, в России государство самоустранилось от управления процессами экономического развития. Во всех успешно модернизировавшихся странах власть определяла приоритеты, расставляла акценты, контролировала выполнение планов. Критерием успешности выступали объем производства, а также доля, занимаемая национальными производителями на мировом рынке, и соответствие выпускаемой продукции международным стандартам качества. У нас же все основные показатели сегодня — финансовые. Если мы хотим модернизации, нужно признать: «вертикаль власти» не может быть «вертикалью распределения». Необходимо ставить нефинансовые цели и достигать их постоянно, а не провозглашать «программы-2020», за выполнение которых нынешнее поколение руководителей не будет нести ответственности.

Можно ли «запустить» модернизацию в России? Конечно, можно. Но для этого нужны как минимум два условия. С одной стороны, следует начать не с ассигнований на развитие новых технологий, а с создания своего рода «карты» России в «модернизационной» системе координат, которая, во-первых, позволила бы понять сферы нашего наиболее нетерпимого отставания, а во-вторых, проинвентаризировала бы уже имеющиеся отечественные технологические решения и те зарубежные технологии, которые сегодня можно дешево купить и относительно легко внедрить в производство. С другой стороны, необходимо создать механизм «принуждения к инновациям», который заставил бы промышленников применять эти нововведения. В современной экономической среде — неконкурентной и пронизанной коррупцией — сделать это можно лишь проявив волю к жесткому государственному регулированию.

Государство должно установить такие «правила игры», при которых в ближайшее время работать без новых технологий в России станет труднее, чем из-бегая уплаты налогов. Эти правила должны воплощаться в жестких стандартах энергопотребления; введении предельных норм расхода материалов в промышленности и строительстве; установлении техусловий по качеству дорож-ного покрытия, строительных материалов и автомобильного топлива; пересмотре допустимых концентраций вредных веществ в промышленных отходах и т.д. Стандарты должны иметь график постоянного ужесточения. Такая практика применяется повсюду: в КНР действуют стандарты энергоемкости зданий, в Европе и США — графики повышения эффективности автомобильных двигателей, в странах ЕС — жесткие экологические нормы. Предприятия, которые сейчас производят некачественную, дорогую или не соответствующую новым техническим требованиям продукцию, окажутся перед выбором: или модернизироваться, или закрыться. Тем самым слабые уйдут с рынка, а те, кто останется, и станут потребителями новых технологий.
Такой путь обеспечит достижение нескольких целей…

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.