Туристам, бизнесменам и просто странствующему люду не стоит обольщаться зазывным слоганом «Вкус свободы и вина… », приглашающим посетить Грузию. С 5 августа она вводит новые правила пересечения своей границы, но с прежним капканом. Угодившим в него гостям-иностранцам грозит суровый тюремный приговор до пяти лет или, в лучшем случае, крупный денежный штраф с формулировкой «за незаконный въезд на территорию Грузии, минуя грузинский паспортный контроль».
Насладиться «свободой и вкусом вина», если надзиратели сжалятся и подадут чарочку, неизбежно для тех, в чьих паспортах грузинские пограничники обнаружат отметки о прежних посещениях Абхазии или Южной Осетии через российские КПП «Адлер» и «Нижний Зарамаг». Для них это как красная тряпка для быка, и «лазутчики» без предупреждения и всенепременно водворяются в кутузку до решения суда.
Фантомные боли Тбилиси по утерянным Сухуму и Цхинвалу периодически обостряются, а после августовского разгрома перешли в хроническую и неизлечимую форму. Приступ конвульсий у грузинских властей вызвал июльский блиц-визит президента РФ Дмитрия Медведева в столицу Южной Осетии. Парламент Грузии разразился по этому поводу специальным заявленим, в котором квалифицировал визит главы соседнего государства в Цхинвал не иначе как «незаконное пересечение государственной границы Грузии». Таким же образом отреагировал и грузинский МИД. А особо рьяные доморощенные юриспруденты даже подстрекали власти возбудить против российского президента уголовное дело. А заодно и против московских министров, депутатов и других государственных чиновников, побывавших по делам службы в Южной Осетии или Абхазии.
Соответствующее обоснование в тбилисских законах наличествует (УК Грузии, статья 344) и гласит: «Въезд в Грузию иностранных граждан без прохождения пограничного контроля, в том числе и с тех территорий, на которых юрисдикция Грузии временно не распространяется, считается незаконным и наказывается штрафом или лишением свободы сроком от трех до пяти лет». А во второй ее части кара усугубляется: «Подобное незаконное пересечение границы, совершенное группой лиц, наказывается лишением свободы сроком от четырех до пяти лет».
Роковой штамп в паспорте подвел под эту статью сотни и сотни граждан России, Белоруссии, Азербайджана, Украины, Армении, других ближних и дальних стран. Характерным примером грузинского «гостеприимства» служит печальная история 45-летнего гражданина Армении Овика Элбаряна. Транзитом из России еще до начала августовской войны он добирался на родину коротким и недорогим маршрутом через Южную Осетию. На выезде из Грузии — рукой до дома подать, его автоматически арестовали за наличие в паспорте отметки КПП «Нижний Зарамаг». Денег на штраф (варьируется в пределах $1-2 тыс.) у несчастного не нашлось, и судья города Гори «по-божески» приговорил его к четырем годам лишения свободы. Посчастливилось — попал под амнистию.
У других же бедолаг, попавших в аналогичный переплет, грузинские одиссеи куда печальнее. Чтобы выбраться из кутузки, им приходилось расставаться с деньгами или ждать, пока родственники и друзья сбросятся на «штрафной» выкуп — «лазутчики» фактически находятся в статусе заложников.
Озабоченные таким беспределом по древним обычаям кавказских гор, внешнеполитические ведомства ближних и дальних стран спохватились и бросились разъяснять согражданам грузинский «вкус свободы и вина». Первым стартовал Минск и профилактически предостерег белорусов от особенностей грузинского гостеприимства. По сути это была стандартная памятка для тех, кто посещает другие страны, с предупреждениями вроде там-то не пить воду из-под крана, в другой — не шастать в купальниках по отелям, в третьих — не требовать от официанта-мусульманина шашлыка непременно из свинины или глазуньи с салом и т.п.
Тбилиси тут же воспрял и начал бить в литавры: »Белоруссия признала нашу территориальную целостность и юрисдикцию на оккупированных землях!» Увы, напрасно радовался — за Минском с аналогичными стандартными предостержениями о чреватости поездок в Грузию последовали Баку и Варшава, Киев и Берлин, другие европейские столицы.
Москва промолчала. Смоленская площадь давным-давно, без малого десять лет назад, официально предупредила россиян: «Пересечение гражданами России российско-грузинской границы на пограничных пунктах «Нижний Зарамаг» (Северная Осетия) и «Адлер» (Краснодарский край) и въезд в Грузию через территории Южной Осетии и Абхазии (даже при наличии оформленных в установленном порядке грузинских въездных и выездных виз) рассматривается грузинскими властями как незаконное пересечение государственной границы (ст. 334 УК Грузии), что влечет уголовное наказание в виде лишения свободы ».
А ведь сколько гневных словес о «предательстве Минска» было произнесено устами «ура-патриотов». Да и либералы подсуетились, чтобы вбить клин между братьями-славянами.
Казалось бы, Грузия — суверенное государство и вправе устанавливать собственные правила порядка на собственных границах. Послевкусие, однако, от их правоприменительной практики дурственное. Не по-людски подстраивать для иностранных гостей ловушку, заманивать туда, а затем тащить их в каталажку. В подобные абсурдные и печальные коллизии ни грузинские, ни международные правозащитники почему-то не вникают. А люди страдают, им коверкают отдых или дела, унижают, наконец, арестами и тюремными камерами.
Вот редкий случай, когда грузинские пограничники и закон соблюли, и гостям не принесли огорчений. В мае прошлого года два россиянина направились в автомобильное путешествие по Закавказью. Через КПП «Нижний Зарамаг» проехали Южную Осетию, но грузинский блок-пост за Цхинвалом после проверки паспортов застопорил туристов — отсюда с севера на Тбилиси въезд запрещен. Вернулись и продолжили путь к цели через Азербайджан. Попытались добраться к столице Грузии с юга через КПП «Красный мост». Снова неудача, но грузинские пограничники откровенно предупредили: пропустим, но тут же арестуем за незаконное пересечение кордона в «нашей Южной Осетии». А в Тбилиси и Ереван автотуристам иначе было не попасть. Если только через грузинскую тюрьму.
Нечто подобное произошло в сентябре 2004 года, но уже с гражданами Грузии, в московском аэропорту «Шереметьево». Тогда около 40 пассажиров авиарейса Тбилиси — Москва «зеленые фуражки» не пропустили на территорию России. Причина заключалась в том, что цель визита гостей не соответствовала статусу полученной визы. Пришлось им некомфортно ночевать на скамейках в транзитном зале аэропорта, а наутро возвращаться домой, чем и возмущались тбилисские телеканалы. Но было ли бы гуманно пропустить их на территорию России, а затем арестовать за незаконное пересечение границы РФ? Сменить для гостей жесткие аэрофлотовские скамейки на не менее жесткие нары изолятора временного содержания? То есть пойти по стопам грузинских коллег?
Так что же доставать из широких штанин, чтобы не попасть в грузинскую «засаду»? Ушлые армяне, например, после поездок в бывшие тбилисские вотчины элементарно меняют паспорта с «черными метками» на новые и беззаботно катаются туда-обратно в соседнюю страну. Бывалые россияне предпочитают обзаводиться двумя документами, только бы не перепутать паспорта на грузинской границе. А другие продолжают маяться, из Сочи или Ростова, к примеру, добираются в Тбилиси через Ереван или Баку. А из дальних краев иногда прокладывают маршруты транзитом через Киев, Минск, а порой и Стамбул.
В Тбилиси есть международный аэропорт, лучший, по словам президента Саакашвили, в Закавказье и далеко окрест. Есть и транзитный зал…