Экономический кризис усугубил ситуацию с непомерным долговым бременем США. В конце минувшей недели министр финансов Тимоти Гайтнер был вынужден направить в Конгресс официальный запрос на увеличение законодательного предела федерального долга страны. Министр опасается, что уже в середине октября госдолг может упереться в ныне существующий «потолок» – ,1 триллиона.
По оценкам Конгресса, дефицит федерального бюджета в текущем фискальном году достигнет $1,8 триллиона. Общий объем национального долга на сегодняшний день составляет порядка $11,7 триллиона. Повышение границы допустимого объема задолженности, по словам Гайтнера, позволит сохранить веру граждан США и инвесторов в американские обязательства.
Главная угроза достижения госдолгом предельного уровня состоит в том, что после этого американское правительство может оказаться в состоянии технического дефолта. Это явно не пойдет на пользу стране в условиях еще не завершившегося кризиса. В случае, если дефолт состоится, под угрозу будет поставлена надежность всех американских долговых обязательств, на которых в значительной степени держится мировая финансовая система.
Впрочем, нет никаких сомнений в том, что Конгресс повысит «потолок» до наступления технического дефолта, как уже делал ранее. На карту поставлена судьба американской экономики, и раскачивать лодку в столь сложной ситуации не решится ни один политик.
Поэтому в центре внимания мировая экономической общественности были другие американские новости, которые не могут не вселять оптимизм. Как стало известно в конце минувшей недели, уровень безработицы в США впервые за 13 месяцев сократился – с 9,5% до 9,4%. Согласно данным Министерства труда, в июле работу потеряли 247 тысяч человек, что на треть меньше цифры, прогнозируемой аналитиками.
Безработица – одно из наиболее серьезных и затяжных следствий любого экономического кризиса. В своем недавнем выступлении бывший глава ФРС Алан Гринспен подчеркнул, что она еще долго будет оставаться одной из самых болезненных проблем американской экономики. Поэтому снижение уровня безработицы, пусть даже незначительное, можно считать серьезным признаком выздоровления.
Еще одним ударом по кризису стал подписанный Бараком Обамой документ о выделении $2 млрд на продление программы стимулирования автомобильного рынка. Программа, именуемая в просторечии «деньги за драндулет» (cash-for-clunkers), является клоном европейской программы, удачно зарекомендовавшей себя в Старом Свете. Жители США, покупающие новые экономичные автомобили и сдающие в счет их оплаты старые, получают от государства субсидию до $ 4,5 тысяч. Как и в Европе, в США программа материального поощрения желающих избавиться от старых автомобилей (программа CARS) помогла увеличить продажи новых авто. Успех применения европейского опыта поддержания отечественных производителей заставил американскую администрацию расширить объемы финансирования программы, поскольку изначальный бюджет программы CARS в $1 млрд оказался исчерпан.
Все это позволяет говорить о том, что американская экономика продолжает следовать в направлении выхода из кризиса. Президент США уверен, что она «спасена от катастрофы».