Словно гигантские змеи, переплелись в смертельной схватке два трубопровода:
Наш «Южный поток» и НЕ НАШ «Набукко». Но поскольку не построен пока ни тот, ни другой, душат они друг друга не кольцами мышц, а таблицами чертежей и расчетов.
Но от этого борьба не становится менее свирепой и менее увлекательной.
С российской стороны в ход пошла тяжелая артиллерия. Это сам Путин. Как в известном фильме «Пятый элемент». Если хочешь, чтобы было сделано хорошо, приходится это делать самому. Как и в случае с газовым скандалом с Украиной, на передовую дипломатических баталий, в Анкару отправляется Владимир Владимирович.
В последнее время он ездит за границу редко. В данном случае сделано исключение. Слишком важен результат. И он получен. Турция дает добро на строительство нашего трубопровода через свои территориальные воды.
Почему визит Путина и подписание договоров произошло именно сейчас? В попытке задушить на корню «Южный поток» Запад в очередной раз использовал «выборное оружие». Победившая в Болгарии партия ГЕРБ, «вдруг» увидела страшную невыгодность для своей страны сотрудничества с Россией в газовом вопросе. Через территорию Болгарии планировалось строить газопровод — выборные победители этот проект немедленно заблокировали под благовидным предлогом «проверки соглашения финансовыми консультантами». Проверять можно еще лет десять, а у нас сдача газопровода запланирована к 2014 году.
Альтернатива одна — вести ветку газопровода через турецкие территориальные воды. Решать вопрос надо немедленно, иначе строить газопровод будет «некуда». Путин летит в Анкару. И Турция с радостью подписывает бумаги и дает разрешение на то же самое, что вызвало горячий протест болгарских политиков. Видимо — что турку здорово, то болгарину смерть. Особенно, если этот болгарин выиграл выборы…
Ситуация и вправду становится любопытной. Через Турцию протянутся сразу оба газопровода-конкурента: и «Набууко», и «Южный поток». Но почему же турки дали согласие? Почему член НАТО, так рвущийся в Европу не «зарубил» российский проект?
Потому, что кушать хочется всегда. Даже на фоне всевозможных европейских структур. Куда кстати, Турцию, не принимают, и не примут, что вызывает обиду Анкары. Кроме того, год назад именно Турция продемонстрировала свою независимость от Запада, заблокировав сразу после войны в Осетии проход американских кораблей через свои проливы. Вашингтону пришлось дважды попросить разрешения. Вдумайтесь — член НАТО запретил другому члену НАТО провести суда через свою территорию. Причем — главному члену НАТО, а не какой-нибудь Албании или Хорватии.
Турция имеет свои интересы. И будучи вовлеченной в мировую сеть, сплетенную Империей Добра, имеет возможность маневрировать. Тем более, что турецким политикам прекрасно известно, что Кавказ по итогам «Московского размена» отдан России. А, следовательно. Вопросы, волнующие турок надо решать именно с Кремлем, а не с Вашингтоном.
В итоге Анкара и разрешает вслед за Набукко, прокладывать Южный поток. Фактически Турция спасает наш проект от громадных сложностей, получая взамен кучу бонусов.
Турция становится важным транзитером газа. Это престиж. Это деньги. По итогам встречи подписан договор о строительстве ветки нашего газопровода на Ближний Восток. Российский газ пойдет в Израиль, Ливан, Сирию. Куда еще? Еще на Кипр, половину которого составляет признанная только Турцией турецкая республика Кипра. У кого в руках будет вентиль от газопровода? У Анкары. Это очень важно.
Турция просит и получит право, реэкспорта газа. Это деньги. Причем на десятилетия вперед. И с гарантией. Отдыхать люди могут и не приехать, а вот топить газом будут, пока он не кончится.
Турция просит снизить отпускную цену на газ для нее самой. Она это получит. Что это такое, и как это важно, пояснять, надеюсь, не нужно.
Россия окажет содействие в решении карабахского конфликта. Кремль будет мирить армян и азербайджанцев. Без России это невозможно, а для Турции это урегулирование весьма важно.
Наконец, начиная сотрудничество с Россией, Турция становится более нужным, и желанным партнером для Запада. Помогая Москве, легче торговаться с Брюсселем и Вашингтоном.
Что получает Россия?
Решение маршрутной проблемы для газопровода.
Увеличение своей роли на Ближнем Востоке.
Улучшение, качественное улучшение отношений с Турцией.
Строительство газопровода привязывает Турцию к нам. Турция не марионетка, а ля Ющенко, и трубу в ущерб себе перекрывать не будет. А транзитные деньги попав в турецкий бюджет, вернее договоров сделают Анкару заинтересованной, чтобы все было «тип-топ».
Западу, Россия продемонстрировала в очередной раз, что без нас никакие вопросы уже решить невозможно.
И еще. Меня спрашивают, почему труба идет не через Украину, а через Турцию. Причин тому две. Первая — нельзя все яйца складывать в одну корзину. Особенно, если газопровод далее строить не дают, как «независимая» Болгария. И вторая причина — посмотрите на карту, и вам все станет ясно. Зачем при подписании соглашения между Россией и Турцией присутствовал Сильвио Берлускони? Трубопровод «Южный поток» протянется из Новороссийска по дну Черного моря, а далее пойдет в Европу через Грецию и через Италию. Но в Греции на выборах тоже может кто-нибудь победить. И тогда единственным «транзитером» нашего газа вслед за Турцией станет Италия.