Вопрос, почему в России, являющейся одним из мировых лидеров по добыче и экспорту нефти, бензин стоит дороже, чем в странах, которые эту нефть закупают, давно мучает тысячи наших сограждан. Свой ответ предложил мэр Москвы Юрий Лужков: по мнению градоначальника, объективных причин для подорожания топлива нет, а рост цен — результат монопольного сговора производителей и продавцов. Градоначальник призвал и тех и других проявить сознательность и прекратить необоснованное повышение цен.
«Вы можете получить очень серьезное противодействие со стороны Федеральной монопольной службы, — пугал «плохих» нефтяников в эфире телеканала ТВЦ московский градоначальник, пообещав жителям столицы, что «хорошие» нефтяники в лице Московской нефтяной компании не станут поднимать цены на бензин, и призвал всех игроков последовать этому почину.
Поводы для подобных заявлений есть: по данным Росстата, за первый квартал 2008 года цены на бензин в среднем по стране выросли на 7,6%. А на столичных заправках в течение последнего месяца бензин дорожал в среднем на 20-30 копеек в неделю. В итоге к третьей декаде мая средняя цена бензина марок АИ-92 и АИ-95 в Москве составила 22,48 руб. и 23,82 руб., соответственно.
Не замедлили отреагировать на рост цен и потребители бензина: в минувшие выходные тысячи автовладельцев приняли участие в «Марше пустых канистр по убитым дорогам». Митинги и автопробеги под лозунгами «Топливо стране — по народной цене» и «Все бензоналоги — в мосты и дороги» прошли в Москве, Санкт Петербурге и более, чем в десятке других городов.
Конечно, топливо дорожает не только в России, но и в Европе, Азии и Америке. Например, за последнюю неделю (с 20-го по 27 мая) бензин в США подорожал на 15%. Теперь цена галлона топлива колеблется в пределах $3,83-4,01. Американские власти не исключают, что удорожание топлива может привести к падению спроса на него, а этого не было уже 17 лет.
Однако США — крупнейший в мире импортер нефти, а Россия входит в тройку ведущих экспортеров, при этом внутренние цены и там и там растут одинаково. Между тем, в других странах-экспортерах государство поддерживает внутренние цены на достаточно низком уровне. Например, в Саудовской Аравии литр бензина стоит меньше 20 центов.
Отечественные нефтяники объясняют российский парадокс тем, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в России привязан к мировым ценам на нефть, и каждые два месяца пересматривается в сторону повышения. В результате, в Америке, например, налоговая составляющая не превышает 20%, а в России составляет все 50%. Не случайно глава Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник в ходе делового визита в Вашингтон 23 мая заявил, что снижение цен на бензин невозможно без изменения налоговой политики. Неправильная, по мнению нефтяника, налоговая система приводит к тому, что «огромное количество мощностей» попросту простаивает. Второй бедой отечественного рынка отраслевые эксперты называют изношенность и моральное устаревание оборудования в «нефтянке». А эти проблемы грозными телевизионными заявлениями не решишь.
Данные Росстата показывают, что потенциал для роста розничных цен далеко не исчерпан — в апреле цены производителей на автомобильный бензин выросли на 7,7%, а потребительские — всего на 4,3%. Объясняется это тем, что вертикально-интегрированные нефтяные комплексы (ВИНК) придерживают розничные цены, отбивая потери на оптовых клиентах. Одиночные заправки работают на грани рентабельности, а подчас и в убыток.
В такой ситуации инициатива столичного мэра может привести лишь к вытеснению с рынка несетевых розничных продавцов, и как следствие — еще большей его монополизации.