Как Пушкин в поэзии, так и Сочи в туризме по-прежнему «наше все». По данным последних опросов, при выборе отдыха россияне не меняют своих привычек. Мы предпочитаем отдыхать в Сочи или поблизости, гостиниц не любим, на экскурсии не ходим. Лучше всего — дешевый частный сектор и пляж на целый день.
Почему же большинство из нас не меняет своих привычек? Не дают покоя любимые советские фильмы с романтикой курортных знакомств? Вовсе нет. Такие знакомства вообще гораздо менее распространены, чем принято считать. Чаще всего в отпуск на море мы едем не одни, а с женой, мужем, возлюбленной и возлюбленным и/или детьми. В шумной компании друзей, естественно, путешествует молодежь от 15 до 24 лет (29%), а «одинокие курортные волки» составляют только 17% отдыхающих.
Каждый пятый участник опроса, проведенного исследовательским холдингом «Ромир», на вопрос: где вы отдыхали в последний раз на черноморском побережье России? — без запинки ответил: в Сочи! (20%). Компанию курортному фавориту составили также до боли (от загара) знакомые места: Анапа ( 17%), Адлер ( 16%), Геленджик ( 10%), Туапсе ( 8%). Причем «старый добрый», еще не олимпийский Сочи выбирают уже состоявшиеся люди от 25 до 44 лет. А вот энергичная (и обеспеченная) молодежь от 15 до 24 лет предпочитает шумный Адлер.
Любопытно, что, судя по результату опроса, мы напрочь забываем конкретные районы, где отдыхали. Единицы вспомнили названия «пригородов» — Вардане, Кудепста, Бета, Джугба. Совсем как в Турции: курортов и отелей больше, чем гальки, а спросишь туристов откуда загар? В ответ хором: из Антальи! К чему подробности?
Еще одна характерная особенность отечественного туриста — отсутствие любопытства. Только 3% (!) респондентов сказали, что большую часть отпуска провели в экскурсиях и походах за пределами пляжа. Еще меньше отдохнувших, всего 1%, нашли в себе силы посетить порядка 10 местных достопримечательностей. Большинство вообще ограничилось 1-2 экскурсиями. Надо думать, за сувенирами.
Еще одно неожиданное отличие российских туристов — выбор места жительства на отдыхе. Почти половина людей заявили, что предпочитают жить в частном секторе. Пожалуй, дело тут не в дороговизне черноморских отелей (хотя и это тоже), а прежде всего в их количестве: на всех не хватает. Зато в избытке «комнаты», пристроенные к домам местных жителей — классические «курятники». Впрочем, наши сограждане неприхотливы, но и не экстремалы. В палатке или автомобиле готовы коротать ночи только 1% респондентов. Опрос подтверждает: нашим людям надо немного — на три звезды в отеле согласен каждый третий.
Очевидно, экономия, а не сервис — главная привлекательность российских курортов. Большая часть курортников потратили на себя любимых не более 250 долларов, то есть порядка 6 тысяч рублей. Благо вода и солнце бесплатные.
По результатам исследования складывается впечатление, что наши туристы, занимая очередь за билетами, думают не о красотах черноморского побережья, а о дне следующей зарплаты.