Украина и Международный валютный фонд пока не согласовали обновленного текста меморандума о сотрудничестве, который позволит продолжать кредитование нашей страны. Об этом сообщил заместитель министра финансов Артем Шевалев.
В то же время он затруднился уточнить временные ориентиры по завершению подготовки указанного документа. А еще замминистра предположил возможность пересмотра программы МВФ.
Действительно ли Украина так остро нуждается в финансировании МВФ, или все же сможет безбедно прожить без кредитов фонда, радиостанция Голос Столицы узнала у экономиста, специалиста отдела продаж инвестиционной компании Dragon Capital Сергея Фурсы.
Украине принципиально нужны деньги МВФ, о чем постоянно говорят власти, либо мы можем без них запросто обойтись?
– Да, они нам принципиально нужны. Потому что, во-первых, больше никто не дает. А во-вторых, макроэкономическая стабильность, которая была достигнута в последний год, целиком и полностью на данный момент базируется на средствах фонда.
Мы ждем уже третий транш, постоянно говорим о нем, но все же как-то живем.
– Мы не живем, мы существуем, давайте так говорить. Мы тратим резервы НБУ, к нам не приходит ни капельки инвестиций, отток капиталов продолжается. У нас есть какие-то накопленные средства, на пару месяцев еще хватит. Но говорить о каком-то развитии на этом фоне совсем не приходиться.
Что изменилось после получения второго транша?
– Изменилось очень многое, поскольку было достигнута стабильность. Мы его получали на фоне падения экономики, которое нужно было как-то остановить. Этому способствовали, в том числе, и деньги МВФ.
Сейчас речь идет о транше в 1,5 млрд. долларов. Но надо понимать, что как только мы участвуем в программе МВФ, нам тут же дают кредиты европейцы, американцы, ЕБРР, Мировой Банк, и все прочие. На этот год эта сумма набегает порядка 10 млрд. долларов, и их не дадут без МВФ. Причем ВВП у нас сейчас порядка 80 миллиардов, и вы понимаете, о какой сумме идет речь. И без этой суммы Украина никак прожить не может.
Кроме того, если у нас не будет программы МВФ, то говорить о каких-либо инвестициях невозможно, об удачной приватизации – невозможно. Таким образом, у нас не появится никаких драйверов роста, но так или иначе, мы опять усилим давление на гривну, и опять потеряем ту самую стабильность, которой удалось достичь.
Без дополнительного финансирования фонда сколько Украина продержится на плаву?
– Наши макроэкономисты говорят, что 2-3 месяца, где-то до лета, а потом ягоды, овощи, фрукты.
Международные заимствования в основном идут на пополнение золото-валютных резервов, или используются для каких-то иных целей?
– Те деньги, которые приходят от МВФ, в основном идут на пополнение резервов. Кредиты, которые мы берем у того же Мирового Банка или у США, идут и на покрытие дефицита бюджета.
К чему готовиться Украине через 2-3 месяца, о которых вы сказали?
– Вся наша экономика так или иначе подвязана под гривну, и дальнейшая девальвация снова ударит по спросу, по экономике как таковой.
Нам нужен потребитель, который тратит деньги, и эти деньги должны у него быть. Если и дальше будет наблюдаться девальвация, то будет еще более депрессивный потребитель, еще более депрессивные предприниматели, которые не будут понимать, что происходит в принципе. Без программы МВФ опять появятся неясности.
Кроме того, у Украины есть базовый сценарий, который включает МВФ, по которому мы до осени проходим все возможные приватизации. Это позволяет нам снять валютные ограничения, это позволяет нам в принципе стабилизировать гривну, убрать с рынка НБУ. И это уже, в свою очередь, позволит запустить работу банковской системы, появится приток инвестиций. Так или иначе, бизнес сам заработает. Это возможно только в случае присутствия программы МВФ.
Тут же еще надо понимать, что МВФ – это тот «волшебный пендель», который заставляет наших товарищей делать какие-то реформы. Без МВФ не было ни одной реформы. Только за деньги.
Поэтому, программа МВФ, с одной стороны, это для экономики хорошо, а с другой стороны, это хорошо для реформ. Без программы МВФ у нас нет нормальной экономики, нет реформ в принципе.
Чем можно объяснить пробуксовку в подготовке меморандума с МВФ, от которого зависит очередной транш?
– Меморандум – это, на самом деле, мелочи. Я уверен на 99%, что проблема уже не в тексте меморандума, который плюс-минус легко согласовать.
Вопрос в том, что двое из четырех подписантов меморандума – это глава Минфина и глава Кабмина. Пока у нас нет определенности, кто будут эти люди, и что они будут оставаться на постах в ближайшие 6 месяцев, МВФ денег не даст. Потому что у Украины очень плохая кредитная история. Украина никогда не выполняла своих обязательств, которые она брала на себя. И поэтому давать деньги просто так уже никто не будет.
По заверениям властей, получение третьего транша кредита МВФ в сумме около 2 млрд долларов является крайне необходимым для Украины, поскольку позволит нашей стране привлечь еще почти 2,5 миллиарда долларов финансовой помощи от правительства США, Европейского Союза и Всемирного банка. Ранее глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева ожидала положительного решения МВФ до конца февраля текущего года.
К слову, ранее эксперт по вопросам финансов Сергей Фурса в эфире 106 FM заявил, что показательная приватизация станет маяком для иностранных инвесторов. Эксперт убежден, что главным сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в страну является явное неуважение к соблюдению прав собственности. По его мнению, власти должны немедленно реформировать судебную систему и провести прозрачную приватизацию нескольких крупных предприятий.