Столица зависит от монополиста – компании «Киевэнерго». Такой вердикт вынес глава комиссии по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Киевсовета Владимир Бондаренко в комментарии «Зеркалу недели».
По его словам, предприятие сейчас находится в концессии у компании ДТЭК Рината Ахметова. То есть, хотя «Киэвэнерго» – это собственность города, но пока не истечет срок договора, столичные власти не могут влиять на компанию.
Владимир Бондаренко сетует, что управляющие компанией пользуются своим монопольным положением. Например, закупили счетчики для населения по слишком высокой цене, при этом не спешили их устанавливать, а потом очень долго ставили на баланс. Соответственно, население платило больше.
Стоит отметить, что в течение 2016 года киевская власть должна подготовить международный инвестиционный конкурс по «Киевэнерго». По словам Владимира Бондаренко, это даст возможность выбрать достойную компанию, которая предоставляет качественные коммунальные услуги.
Адвокат, управляющий партнер Международной юридической фирмы «Ярослав Гришин и партнеры» Ярослав Гришин в эфире радиостанции Голос Столицы отметил, что даже в этом случае «Киевэнерго» может попасть в управление к олигархам.
Неужели город совсем не может влиять на компанию, как говорит Владимир Бондаренко?
– История достаточно запутанная. «Киевэнерго» – это естественная монополия, она фактически перешла в собственность компании ДТЭК, которая принадлежит Ринату Ахметову.
Это происходило в несколько стадий. Сначала была непонятная кулуарная схема по приватизации 12,7% акций, которые принадлежали территориальной общине. Это происходило еще во времена Черновецкого. А когда Янукович пришел к власти, было приватизировано еще 25% государственной доли, которая перешла к ДТЭК, были частично скуплены акции различных юридических и физических лиц.
При этом нужно понимать, что «Киевэнерго» является монополистом, которому принадлежит, по сути, право аренды и который имеет монопольное право продавать потребителям данные коммунальные услуги. При этом, как у нас часто бывает в стране, существует коллизия нескольких законов. В частности, в 2014 году появился закон о ЖКУ, и на сегодняшний день контрольные функции города заблокированы в данном вопросе.
То есть, влиять на данную естественную монополию территориальная община и администрация не могут. Конечно, в данном случае должны осуществлять надлежащий контроль Антимонопольный комитет и ГПУ, но на практике контроль отсутствует.
Что нужно сделать, чтобы город мог влиять на политику предприятия?
– В 2017 году прекращается срок передачи в концессию ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. То есть, «Киевэнерго» даже не нужно возвращать в собственность города. Можно просто провести честный, открытый конкурс, привлечь туда международные инвестиционные фонды, чтобы посредником между производителем и потребителем стала компания, которая будет соблюдать все необходимые нормы законодательства. Тогда и тарифообразование будет экономически обоснованным. Это первый путь.
Второй путь – это создание коммунального предприятия. На сегодняшний день есть возможность получения кредитов в ЕБРР, в других банковских учреждениях по ставке до 4%, но нужно, чтобы был качественный менеджмент и прозрачные процедуры.
Если взять другие города, где в управлении территориальной громады находятся предприятия, аналогичные «Киевэнерго», то там ситуация плачевная. Коррупция и неэффективный менеджмент привели к тому, что накоплены миллионные долги и потребители страдают.
А если взять пример Грузии, то в Тбилиси и водоканалы, и теплосети еще во времена Саакашвили были приватизированы российскими компаниями, но государство занимает активную позицию, контролирует деятельность этих естественных монополий, и они оказывают потребителям достаточно качественные услуги. Поэтому тут нет панацеи.
В Украине любой план, который идеально выглядит на бумаге, на практике выливается в абсолютно бесконтрольную вакханалию подконтрольных олигархам структур. То есть можно провести конкурс на концессию, привлечь действительно достойные компании.
Но мы ведь понимаем, что тот же самый Ахметов может создать запутанную структуру компаний, которая на бумаге будет выглядеть, как компания по управлению какими-то иностранными активами, а де-факто бенефициаром будет Ахметов.
Но даже если это будет коммунальное предприятие, то вполне может быть установлен лояльный менеджмент…
– Да, он тоже может быть коррумпирован. В стране сейчас дефицит компетентного менеджмента, тут и город, и область должны проводить активную рекрутинговую кампанию, чтобы привлекать достойных людей на достойные зарплаты.
То есть, это абсолютно нормальная схема – создать коммунальное предприятие, получить кредит и привлечь толковых менеджеров, которые приведут в порядок эту отрасль. Либо можно провести конкурс на новую компанию, которая будет действовать совместно с городом, но при этом действительно надо комплексно контролировать эту отрасль.
Опять же, этот вопрос должен регулироваться в первую очередь на законодательном уровне. В ВР уже не один год лежит закон о единой государственной системе мониторинга энергоресурсов, который позволяет полностью контролировать процесс, начиная с покупки, транспортировки, и заканчивая поставками конечному потребителю.
Ранее эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук в эфире 106 FM сообщил, что постоянные конфликты в правительстве и парламенте привели к тому, что зиму Украина встретила со значительным дефицитом топлива. Он также отметил, что нехватка газа в хранилищах может привести к срыву поставок «голубого топлива» в страны Евросоюза.
В свою очередь, руководитель аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий рассказал о том, что Украина резко сократила добычу собственного угля и газа, на 13% сократилось и производство электроэнергии. Паращий выразил уверенность в том, что это привело не только к проблемам в экономике, но и к срыву осеннего отопительного сезона.