Темпы роста цен на нефть в течение одного дня установили исторический максимум в истории Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржи (NYMEX), когда котировки на фьючерсы с поставкой на октябрь выросли в понедельник на 25 долларов за баррель, посеяв панические настроения на рынке и вызвав подозрение регуляторов.
Торги закрылись в понедельник на отметке 120,92 доллара за баррель американской нефти light sweet, что на 16,37 доллара выше, чем на открытии. В течение дня торги прерывались на пять минут, когда рост превысил 10 долларов за баррель.
Трейдеры объяснили беспрецедентный скачок цен на нефть стечением ряда обстоятельств. Не последнюю роль сыграло то, что в понедельник был последний день сделок по октябрьским фьючерсам, и трейдеры, работающие на коротких позициях, вынуждены были отдавать долги за выгодные сентябрьские покупки.
Однако рост цена на баррель сырой нефти с поставкой в ноябре также был впечатляющим — почти 7 долларов за баррель к закрытию на отметке 109,37 доллара.
Брокер Paramount Options Рэй Карбон отметил, что цены были разогреты крупными операторами на рынке.
«Это показывает, что мы должны держать спекуляции под контролем. Инвесторы, которые толкнули вверх цены в понедельник, были теми же самыми людьми, которые вытолкнули цены с 79 доллара за баррель до 147 долларов за баррель (рекордная высота, достигнутая нынешним летом», — сказал он в интервью каналу CNN Money.
Аналитики также объясняют ценовой феномен тем, что на фоне падения доллара в понедельник, инвесторы агрессивно переводил ресурсы в нефтяные фьючерсы.
«Все это сделано крупными инвесторами. Когда на рынке доллар оказывается под давлением, они перескакивают в нефть и не беспокоятся, кто от этого пострадает», — считает Питер Бьютел, нефтяной аналитик из консалтинговой Cameron Hanover.
Регуляторы также приступили к разбирательству причин скачка цен, пытаясь выяснить, не был ли он результатом манипуляций. Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) выступила с заявлением, о том, что ее эксперты «внимательно изучают нынешние крупные колебания цен на сырую нефть».
«Мы тесно работаем с соответствующими сотрудниками NYMEX для того, чтобы убедиться в том, что никто не использует текущие потрясения, с которыми столкнулись наши финансовые рынки, манипулируя ими ради собственных выгод», — говорится в заявлении главы CFTC Уолтера Лаккена (Walter Lukken).
Это была первая реакция на звучавшие в этот день призывы трейдеров сделать рынок более контролируемым.
«Спекулянты ли причиной тому, что цены пошли вверх? Нет. Из-за них ли цена падает вниз? Нет. Они ли виноваты в том, что она идет вверх и вниз? Ответ — да. Спекуляции играют определяющую роль при формировании цены», — заметил Майкл Масса, бывший главный экономист Международного валютного фонда (IMF) в комментарии Washington Post.
Многие аналитики полагают, что депрессивное состояние американской экономики и ситуация на глобальных рынках не оставляет сомнения в том, что спрос на нефть не может расти в таких условиях, и следовательно, ценовой взрыв в понедельник не поддается никакой логике.
«Нефтяной рынок был охвачен той же самой истерией, что и финансовые рынки», — цитирует Marketwatch профессора St. John's University Энтони Сабино.