Украина упускает огромные нефтяные и газовые месторождения на островке Змеиный, который вот-вот отсудит у неё Румыния. Виной тому – действия нынешнего украинского руководства, променявшего богатый углеводородами украинский шельф на признание голодомора 1932–33 гг. актом геноцида украинского народа. Ситуацию для «Правды.Ру» комментируют заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин и украинский политолог Владимир Скачко.
Украинская Партия регионов бьёт тревогу: Киев проигрывает Румынии спор за остров Змеиный. Напомним, что 2 августа в Гааге началось рассмотрение вопроса о его территориальной принадлежности, инициированное румынами. Как ни странно, президент Ющенко хранит по этому поводу олимпийское спокойствие. Это более чем удивительно, если вспомнить, сколько копий было сломано ранее украинскими «патриотами» в битве с русскими за другой украинский остров – Тузлу. Однако Змеиный означает для Киева гораздо больше, чем Тузла: вокруг него расположены колоссальные месторождения нефти и газа, которые могли бы хотя бы на время покрыть все потребности Украины в углеводородном сырье.
Читайте: Как Ющенко решил спастись «голодомором».
Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин: «Такое впечатление, что Румыния действительно выигрывает поединок за остров Змеиный. Ведь ветер дует с Запада. И если в предыдущих конфликтах с Россией по понятным причинам он вставал на сторону Украины, то в споре между Киевом и Бухарестом он становится на сторону последнего. Это и неудивительно, поскольку Румыния во всех отношениях с точки зрения Брюсселя является частью Запада и входит во все основные западные организации, начиная с Евросоюза и кончая НАТО. Украина же в соотношении с ней является «востоком».
Однако какие основания у Запада для аннексии украинской территории? Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует украинский политолог Владимир Скачко: «Фактически, во многом спор в Гааге идёт относительно статуса Змеиного. Если европейский суд признает его скалой, то тогда площадь украинского шельфа вокруг него сократится в три раза. Если в Брюсселе посчитают его островом, то ситуация будет обратная. Цена вопроса – как минимум 10 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа.
Впервые уступка по этому вопросу была сделана Украиной в 1997 г. при подписании договора с Румынией. Вторая крупная уступка была сделана в 2004 г. Учитывая то, что Бухарест стал членом НАТО и ЕС, судьба вопроса решилась сама собой. Все знают о том, какие западные и в частности американские компании готовятся к эксплуатации нефтегазовых месторождений черноморского шельфа».
Но какой смысл Европе и США подыгрывать Румынии в столь непростой для Украины момент, когда любая искра может нарушить и без того хрупкое равновесие в стране? Всё дело в том, что Запад хотя и смертельно боится, но одновременно не исключает варианта того, что Киев может вернуться в орбиту влияния Москвы. И эти опасения имеют под собой реальную основу, если страну не прекратят тянуть в НАТО и продолжат тотальную украинизацию русскоязычного населения.
Соседние со Змеиным Крым и Одесская область считаются одними из «оплотов русского влияния» в стране. И Запад опасается того, что в случае сохранения острова под юрисдикцией Украины в будущем, в случае неблагоприятного развития событий и возможного раскола государства, он может попасть под власть России. Как известно, восток и юг страны в значительной степени тяготеют к России. Но если над островом будет развиваться румынский флаг, эта угроза будет устранена: энергоресурсы черноморского шельфа останутся под контролем Запада.
Но почему же официальный Киев хранит такое странное подозрительное молчание, как будто ничего не происходит? По мнению депутата Рады от Партии Регионов Колесниченко, «Реальные угрозы территориальной целостности руководство страны не волнуют, зато искусственно придумываются отвлекающие «проблемные регионы».
С ним солидарны и многие его коллеги из Блока Юлии Тимошенко. Так, депутат Владимир Полохало заявил, что МИД Украины не информирует общественность о начале судебной тяжбы в Гаагском суде. По его словам, «это может свидетельствовать о тайном соглашении президента Виктора Ющенко с румынской стороной. Что касается позиции нашего МИД, то его молчание, а значит, неадекватная реакция на претензии Румынии с точки зрения европейской безопасности и принципов ОБСЕ, это страусиная реакция и политика. Речь идет не только об острове Змеином, а о залежах энергоносителей на данном участке. Поэтому молчание президента объясняется просто. Я не исключаю, что есть определенные договоренности Ющенко с румынской стороной. Наш президент, как и Янукович, очень легко идет на подобные договоренности, как это уже было со сдачей Причерноморского шельфа компании Ванко».
Казалось бы, представители Ющенко должны были возмутиться и охарактеризовать это «ложью». Однако их реакция была совсем иной. Так, политолог Вадим Карасев, консультирующий Секретариат президента Украины заявил по этому поводу следующее: «А почему бы нет? Румыния это – не «Газпром», вплетенный в структуру России. Румыния и «Газпром» – это разные вещи. Тем более, что Румыния – член НАТО и ЕС, и если конфликт дойдет до горячей фазы, то европейские страны и члены НАТО найдут методы влияния на Румынию, в отличие от ситуации с Россией. На Россию никто не может повлиять».
«Ларчик» открывается просто: вскормленный США «украинский патриот» Виктор Ющенко променял остров Змеиный с его энергетическими ресурсами на поддержку американского Конгресса по вопросу о признании Голодомора 1932–33 гг. в СССР актом геноцида украинского народа.
Окончательный вердикт по поводу Змеиного ожидается в начале следующего года. Однако Украине от этого не легче. Разумеется, в случае вынесения выгодного Румынии решения возмутятся не только Партия регионов Виктора Януковича, но и Юлия Тимошенко со своим «Блоком». В итоге это может спровоцировать серьезнейший политический кризис, исход которого спрогнозировать крайне сложно. По крайней мере, импичмент Ющенко в этой ситуации будет гарантирован, потому что речь фактически идет о национальной измене.
Есть ли шансы для Киева сохранить свою власть над островом Змеиным и его богатствами? Ситуация для Украины осложняется тем, что до пакта Молотова-Риббентропа 1939 г. Змеиный являлся румынской территорией. После Второй мировой войны он окончательно вошел в состав Украинской ССР и стал частью Одесской области. На «несправедливость» аннексии и давят в Бухаресте. Причем давят уже давно — вхождение острова в состав СССР в прежние времена оспаривал и румынский диктатор Николае Чаушеску.
Впрочем, не стоит забывать и о том, что в годы Второй мировой войны Румыния являлась союзницей нацистской Германии, участвовавшей в нападении на СССР, а потому потеря ею крохотного островка суши в Черном море никем замечена не была. Нужно же было её как-то наказать за участие в агрессии! А раз так, то любые инсинуации по поводу возвращения Змеиного под румынскую юрисдикцию можно трактовать как попытку пересмотра итогов Второй мировой войны, нарушения краеугольного принципа послевоенных отношений, зафиксированных в ООН, о нерушимости государственных границ.
Однако без поддержки России удержать Змеиный не удастся. Стоит ли России ввязываться в этот спор или следует воспользоваться китайской мудростью о том, что «пока дерутся два тигра, стоит подождать исхода схватки»? Кажется, стоит. И вовсе не из-за набивших оскомину энергоресурсов и не только из-за родства «по крови». Украина для России значит почти тоже самое, что и Белоруссия. Если проиграть за них битву сегодня, то завтра придется думать о том, как нейтрализовать НАТОвские базы в непосредственной близости от Москвы. Кроме того, в случае оказания Киеву практической помощи это нейтрализует антироссийские силы на самой Украине.
Чем же может помочь Россия попавшим из-за закулисных игр в непростое положение братьям-украинцам? По крайней мере, решение судьбы злополучного острова можно вынести на обсуждение ООН, поскольку вердикт Гаагского Шемякина суда предсказуем. Как постоянный член Совета Безопасности Организации Объединенных Наций она способна оказать самое серьезное влияние в рассмотрении этого вопроса.