Министр финансов Александр Данилюк планирует обновить состав Государственной фискальной службы. По его мнению, вместо того, чтобы по капле бороться с единичными случаями коррупции, надо полностью очистить ГФС.
Также министр пообещал в рамках налоговой реформы провести системные увольнения, сократить персонал. Вместо тех, кого ловят на взятках, глава ведомства обещает открытый конкурс для молодых, мотивированных и честных профессионалов.
Что необходимо для успешной реформы фискальной службы, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил кандидат экономических наук, эксперт инициативы «Реанимационный пакет реформ» Илья Несходовский.
Почему министр решил обратить внимание на ГФС?
— Это вопрос номер один в министерства финансов. Есть проблема с наполнением государственного бюджета, есть проблема с уровнем коррупции в государственных фискальных органах. В последнее время увеличилась количество задержанных работников ГФС и таможни на довольно значительных взятках. Конечно, необходимо делать существенные изменения в налоговых органах, потому что мы сейчас видим, что проблема налоговой реформы заключается в том, что сама «налоговая» не хочет меняться, она хочет продолжать работать по тем правилам, по которым работала всегда.
Заявления Данилюка являются только заявлениями или действительно ГФС будет меняться?
— Я не могу предсказать, как все будет продолжаться. На данный момент пока есть соответствующие заявления, которые действительно поставлены с акцентами, правильно. Вместе с тем, по информации, которая есть у меня, проблема фискальной службы заключается в его руководителе, который не только имеет определенные проблемы с представления декларации в общеизвестной его квартире в Лондоне, но и также замешан непосредственно в очень многих коррупционных схемах — в частности, по возмещению НДС. У народного депутата Нины Южаниной возник вопрос по семи миллиардам гривен. Представляете себе, сумма семь миллиардов гривен непонятно кому и как возмещена НДС. Возникает вопрос, как функционирует ГФС, на кого работает. В этом контексте как будет действовать министр финансов Данилюк, я не знаю. Вместе с тем заявления есть, но та информация, которая есть у меня, подтверждает, что Насиров на сегодняшний день является лицом неприкосновенным, то есть он останется.
Но тогда возникает проблема: так как он подчинен министру финансов, то вопрос возникает к самому главе министерства. Если он не заменит главу ГФС, значит, он берет на себя ту ответственность.
Данилюк заявил, что вместо взяточников наберет на конкурсе молодых профессионалов. А хватит профессионалов, которые будут работать за ту зарплату, которую предлагают в ГФС?
— Давайте рассмотрим эту проблему с двух сторон. Первое — непосредственно сам конкурс. Если мы вспомним, как был взят на работу Матиос, то мы помним, что это также был открытый конкурс. Было много вопросов о том, как он был объявлен, какие были задержки по представлению. Затем возникли вопросы, как Насиров выиграл, потому что, по моим данным, сначала не было такого количества голосов, которые были затем оглашены.
Если будет конкурс проходить так же, как и с Насировым, то это не конкурс, а профанация. То есть результата не будет. Что касается непосредственно тех людей, которые готовы работать в ГФС — да, я согласен, уровень заработной платы слишком мал. То есть люди там работают за деньги в районе от пяти до семи тысяч гривен, а те, кто на низших должностях, зарабатывают около трех тысяч гривен. Говорить о том, что это мотивирует людей быть честными — конечно нет. Вместе с тем, насколько мне известно, этот вопрос рассматривается непосредственно министром финансов, и поэтому брать на работу будут обязательно с повышенной заработной платой, как набрали на примере полиции, которой сразу подняли заработную плату до семи-восьми тысяч. Это достаточно нормальная зарплата для тех, кто работает в нижнем звене.
В ГФС говорили, что могут последовать примеру реформирования полиции. Как вы к этому относитесь?
— В полиции ситуация следующая: там можно взять человека и за три месяца сделать экспресс-изучение общего законодательства права. Вместе с тем, нюансов много возникало, когда при возникновении определенных правонарушений мы видим, что образования им было недостаточно. Но они были хорошо физически подготовлены и, это сработало, то есть люди стали доверять новой полиции больше. С налоговиками я бы не сказал, что это пройдет. Здесь более необходимо вводить другой подход: не набирать, а ввести максимальное количество электронных сервисов для того, чтобы наш налогоплательщик уже не имел фактически общения с инспектором. То есть он должен получать всю необходимую информацию через интернет, через полноценный электронный кабинет налогоплательщика информацию о том, сколько он заплатил, как он оплатил, подать электронную отчетность и даже общаться он по электронной почте кабинета налогоплательщика, а не так, как сейчас — с мобильного телефона какой-то инспектор звонит и говорит: у вас какие-то проблемы, приезжайте, мы с вами будем их решать. То есть если мы это все переводим в электронную форму, то мы существенно снизим уровень коррупции.
А это касается налоговой реформы?
— Электронные сервисы однозначно входят в соответствующий пакет. Здесь уже нет никаких противостояний, как это было в прошлом году, нежелание включить в налоговый кодекс. Второе — это вопрос единого реестра возмещения НДС для того, чтобы наконец навести порядок в этом процессе, чтобы не было каких выделенных людей, которые получат отдельно от других. Вопрос остается открытым по так называемому налогу на выведение капитала, которым хотят заменить налог на прибыль. Это достаточно прогрессивная форма, благодаря ей будет существенное изменение идеологии работы с этим налогом и налоговым инспектором. Также вопрос о ликвидации налоговой милиции. Но мы не видим, что ее хотят ликвидировать, так как законопроект, который внесла в прошлом году ГФС, фактически предусматривает простое переименование налоговой милиции в службу финансовых расследований. Это выдавалось за реформу. Это просто профанация. Есть отдельный законопроект, его надо рассматривать. Сейчас был рассмотрен вопрос о снижении количества налоговиков на нижнем звене и упрощении обжалования действий налоговиков. Это, конечно, позитив.
К слову, по мнению президента международного благотворительного фонда «Здоровье украинского народа» Сергея Сошинского, без изменений в системе здравоохранения громкие аресты коррупционеров ничего не дадут. Эксперт уверен, что правоохранители знают, что взятки в сфере здравоохранения — норма.
Ранее сообщалось, что генеральный прокурор намерен значительно омолодить прокурорский состав. Адвокат Дмитрий Йовдий в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что за этим стоит желание Луценко поставить своих людей на ключевые посты в ведомстве.