Иннокентий Адясов, политэксперт
Ожидания оказались напрасными – 11 июля Кабинет министров Украины продлил продуктовое эмбарго на российские товары до 31 декабря 2017 года. В Киеве эти действия подают как ответные на введение Москвой, начиная с 1 июля, дополнительных ограничительных мер в отношении транзита украинских товаров по российской территории.
Тут необходима отсылка к нормам ВТО (и Россия и Украина многократно заявляли, что в своей международной торговле руководствуются правилами именно этой организации).
В начале этого года (после вступления в действие ЗСТ между Украиной и ЕС) РФ ввела пошлины на ввоз большинства украинских товаров (ранее украинские производители поставляли почти все продукцию беспошлинно в рамках зоны свободной торговли СНГ).
Москва не раз высказывала опасения, что Украина (как и Молдавия), после начала функционирования ЗСТ с Брюсселем, может стать очень мощным каналом беспошлинного реэкспорта европейских товаров на рынки стран ЕАЭС (прежде всего на российский рынок).
И воспользовалась правом ввести пошлины на товары, поступающие с территории Украины, предусмотренным приложением номер шесть к договору о создании ЗСТ СНГ.
Это приложение гласит: «В случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 статьи 18, ведет к росту импорта из такой Стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства — участники Таможенного союза без ущерба для применения статей 8 и 9 настоящего Договора после проведения соответствующих консультаций Сторонами оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования».
Но согласно правилам ВТО, действие ограничений не может превышать шести месяцев. И РФ должна либо денонсировать соглашение о ЗСТ СНГ, либо вступить в переговоры с Украиной о восстановлении режима беспошлинной торговли.
При этом угроза притока большого количества реэкспортных товаров из ЕС через украинскую территорию остается, и в Москве это очень хорошо понимают.
От эмбарго страдают все
В Украине уже успели подсчитать убытки от фактического свертывания торговли с РФ.
Торговые ограничения, введенные Россией, приведут к снижению украинского экспорта в текущем году на 1,3 млрд долл, говорится в отчете Нацбанка Украины.
Регулятор отметил, что доля России в товарном экспорте из Украины сократилась до 12,1% в 2015 году и до 7,5% в первом квартале 2016 года (по сравнению с 17,6% в 2014 году).
Российская сторона пока не представила своих расчетов потерь от украинских санкций в отношении российской продукции, ясно одно – объем взаимной торговли снижается системно.
И также ясно, что освободившиеся на украинском рынке ниши будут очень быстро заняты другими производителями, прежде всего из ЕС.
Кроме того, в этот конфликт оказались втянуты и союзники России по ЕАЭС. Торговый спор между Россией и Украиной прямым образом ударил, в первую очередь, по Казахстану и в меньшей степени по Киргизии. Эти страны также члены ЗСТ СНГ, и никаких пошлин на ввоз украинской продукции не вводили (о желании сохранить режим свободной торговли с Украиной также не раз заявляли в Минске).
Однако, по состоянию на 14 июля, почти 130 железнодорожных вагонов, следовавших в Казахстан и Киргизию, задержаны на пограничных передаточных станциях между Украиной и Белоруссией. Ранее Министерство экономического развития и торговли Украины заявило, что 59 железнодорожных вагонов, следовавших в Казахстан и Киргизию, задержаны на украинско-российской границе; еще 55 вагонов и около 50 грузовиков стоят на границе Белоруссии с РФ.
Что можно сделать в сложившейся ситуации, чтобы не допустить дальнейшей эскалации торговой и транзитной войны между Москвой и Киевом?
Формально Договор о создании ЗСТ в Содружестве говорит о возможности проведения торгового арбитража, в том числе и с подключением структур ВТО.
Но ЗСТ СНГ пока никак не показала свою жизнеспособность (по большому счету большинство договоренностей в ее рамках так и остались декларациями о намерениях). А торговые споры внутри ВТО могут длиться долгие годы.
Видимо, в сложившейся ситуации лучшим выходом были бы прямые переговоры между Киевом и Евразийской экономической комиссией.
Результатом этих переговоров на данном этапе может стать временное торговое соглашение, которое могло бы снять наиболее острые моменты (включая и вопрос взаимного транзита) в торговле между странами ЕАЭС и Украиной.
Вьетнам уже готовит соглашение о ЗСТ с ЕАЭС, Индия заявила о таком намерении – так почему бы и Украине об этом не задуматься?