Кабинет министров в четверг, 15 сентября, внесет в Верховную Раду проект государственного бюджета на 2017 год. Об этом сообщил премьер-министр Владимир Гройсман.
Согласно проекту бюджета, благодаря улучшению внешней конъюнктуры и инвестициям, рост экономики ускорится до 3% при замедлении инфляции до 8%.
Насколько реалистичным будет государственный бюджет следующего года, спрогнозировал в эфире радиостанции Голос Столицы президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
На данный момент есть некоторые цифры: ВВП в 2016 году увеличится на 1% при инфляции 14%. О чем вам говорят эти показатели?
— Мы видим, что сейчас завышен показатель инфляции против того, что планировалось в бюджете-2016. Я думаю, что здесь фактически это признание того, что в этом году так же планируется часть недобора в бюджет за счет так называемого инфляционного налога. Этому может способствовать повышение тарифов, это вклад в инфляцию, и этому может способствовать девальвационный всплеск, который мы сейчас наблюдаем. Что касается ВВП в 1%, то это достаточно скромный показатель, который находится на уровне статистической погрешности.
Уровень безработицы будет на уровне 8,7%, рост реальной зарплаты — 5,4%. Как мы можем достичь таких показателей?
— Думаю, что уровень снижения безработицы вероятный и возможный. Плюс еще нужно помнить, что правительство рассчитывает на детинизацию занятости в связи с уменьшением единого социального взноса, хотя у меня большие сомнения в продуктивности таких ожиданий.
За счет чего Минфин может увеличить доходную часть сметы?
— Прежде всего, доходная часть просто может быть увеличена за счет 14% инфляции по сравнению с прошлым годом. Во-вторых, насколько мне известно, планировалось ранее 3% прироста в следующем году, то есть это тоже приложение в номинальном виде увеличения. Кроме того, я не видел части бюджета, трудно сказать, насколько там есть сдвиги в налоговой загрузке. Я слышал, что речь идет о достаточно высоких ожиданиях от приватизации, но в этом году заложено, если я не ошибаюсь, где-то 17 млрд гривен. Возможно, что планируется в следующем году увеличить этот показатель.
Курс гривны, девальвация может отразиться на бюджете?
— Однозначно. Во-первых, девальвация гривны отображается прямо на показателях инфляции, что можно видеть еще в текущем году. Во-вторых, речь идет о том, что этот девальвационное показатель увеличивает стоимость энергоресурсов импортируемых, соответственно, расходов бюджетных учреждений, но, с другой стороны, надо понимать, что часть наших бюджетных поступлений измеряются и напрямую зависят от девальвации гривны. То есть девальвация увеличивает поступления от налогообложения импортных товаров, импортного НДС, а это достаточно мощный показатель. Девальвация увеличивает поступления от тех акцизных платежей, которые измеряются тоже в иностранной валюте. То есть здесь мы видим двунаправленное движение, и какой тренд будет преобладать, зависит от структуры поступлений.
Некоторые эксперты считают, что нацвалюту сознательно девальвируют, подгоняя к показателям госбюджета.
— Я уже начал отвечать на вопросы, вспомнив, что если речь идет о том, что сегодня прогнозируют 14% инфляции на текущий год, то я не исключаю, что включен механизм инфляционного налога для наполнения доходов бюджета текущего года.
Возможен транш от МВФ и кредитные гарантии от США — насколько они скажутся на экономике страны?
— Если говорить о транше МВФ — это средства, которые должны выравнивать платежный баланс страны, то есть скажу иначе — обеспечивать внешнюю платежеспособность страны за счет пополнения золотовалютных резервов. Поэтому, думаю, что это может повысить уверенность в стабильности нацвалюты, а самое главное — это должно разблокировать другие поступления от других международных организаций, определенных суверенных заимствованных от других стран, которые ориентируются на то, дает МВФ деньги или нет. Эти средства должны иметь уже более целевое назначение, они действительно могут быть важными и полезными для определенных секторов экономики.