Главная » Экономика » Баку загнал Россию в бушерский тупик

Баку загнал Россию в бушерский тупик

Азербайджанская таможня не пропускает российское оборудование для достройки иранской АЭС

Планы России достроить атомную электростанцию в иранском Бушере к сентябрю 2008 года оказались под угрозой срыва. Уже почти месяц – с 29 марта – азербайджанская таможня не пропускает российский автопоезд с грузом тепло-изоляционного оборудования для АЭС, ссылаясь на отсутствие специального разрешения. Генподрядчик строительства – ЗАО «Атомстройэкспорт» (ЗАО «АСЭ») – в попытках разрешить ситуацию проводит переговоры с азербайджанской стороной и заявляет о том, что все необходимые формальности были соблюдены. Эксперты не исключают политической подоплеки событий и объясняют позицию Баку желанием проявить лояльность по отношению к США и продемонстрировать собственную силу в отношениях с Москвой.

Для транзита через территорию Азербайджана в Иран оборудования, необходимого для завершения строительства АЭС в Бушере, российское ЗАО «Атомстройэкспорт» должно представить специальное разрешение, заявил вчера глава пресс-службы Государственного таможенного комитета (ГТК) Азербайджана Натик Ахундов, комментируя почти месячный простой российского оборудования на границе. "Данный груз входит в список особых товаров, утвержденный решением кабинета министров Азербайджана, и для его транзита через территорию Азербайджана решением кабинета министров № 230 российская сторона должна представить специальное разрешение, – заявил чиновник. – Однако соответствующего разрешения азербайджанской стороне предъявлено не было, по причине чего груз и был задержан на погранично-пропускном пункте „Астара“. В свою очередь, пресс-атташе посольства РФ в Азербайджане Анжела Матиева сообщила, что в настоящее время „идут обсуждения этого вопроса“. При этом она не уточнила, на каком уровне стороны происходят переговоры.

Представители российского подрядчика выражают полное недоумение по поводу возникшей проблемы. „Причина задержки груза удивила нас самих, – заявила „НГ“ пресс-секретарь ЗАО „АСЭ“ Ирина Есипова. – Дело в том, что груз был оформлен в соответствии со всеми необходимыми российскими и международными таможенными требованиями. Это теплоизоляционное оборудование, которое требуется для достройки станции и пуска ее в эксплуатацию. При этом говорить о том, что ЗАО „АСЭ“ вовремя не позаботилось о соблюдении всех формальностей, в принципе неверно – все соответствующие документы были оформлены заблаговременно и, повторюсь, в соответствии с международными стандартами“.

В „Атомстройэкспорте“ пока надеются, что задержка с транзитом груза никак не скажется на ныне декларируемых сроках ввода АЭС Бушер в эксплуатацию. „Сейчас предпринимаются все необходимые меры для решения проблемы“, – отметила Есипова. Однако эксперты не исключают, что новая проблема может привести к очередному переносу сроков ввода в строй первой иранской АЭС. Напомним, что первоначально, в середине 90-х, Россия обещала Тегерану сдать в эксплуатацию Бушерскую АЭС еще в 1999 году. Затем сроки сдачи несколько раз сдвигались. Летом прошлого года график был пересмотрен в очередной раз из-за возникших проблем в поставках топлива из России и из-за задержек в оплате иранской стороной уже выполненных работ. В этом году дело сдвинулось с мертвой точки, и в феврале „Атомстройэкспорт“ поставил ядерное топливо для первой загрузки реактора. Тогда же было объявлено, что в июле–августе текущего года планируется начать испытания с топливом в рамках проведения пусконаладочных работ на станции, чтобы к сентябрю довести станцию до готовности к эксплуатации.

„Естественно, что заминка с транспортировкой не входила в планы „АСЭ“, следовательно, в связи с задержкой груза в Азербайджане могут быть сдвинуты сроки реализации проекта в Бушере“, – считает директор департамента по судебным искам компании „2К Аудит – Деловые консультации“ Наталья Свиридова. Впрочем, по ее мнению, задержка груза вызвана чисто техническими причинами. „Судя по тому, что груз стоит на границе уже более трех недель, „АСЭ“ просто не понимало причин задержания, поскольку груз полностью прошел процедуру экспортного контроля, – поясняет Свиридова. – Сейчас, когда власти Азербайджана назвали конкретную причину и стало понятно, в каком именно направлении необходимо действовать для разрешения ситуации, вопрос, вероятно, будет решен в кратчайшие сроки“.

Однако ряд аналитиков не исключают и наличие политических мотивов в решении Баку задержать на границе груз для Бушера. „Полагаю, что здесь есть как минимум два аспекта, – сообщил „НГ“ гендиректор компании „ФинЭкспертиза“ Агван Микаелян. – Несмотря на членство в ГУАМ, в которую входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова, Баку занимает наиболее консервативную позицию в этой организации в отношении России и не спешит поддерживать антироссийские демарши. Однако недавнее снятие российских санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии не может не настораживать официальный Баку, у которого есть своя головная боль в виде Нагорного Карабаха. Таким образом, задерживая политически важный для России груз, Азербайджан делает попытку показать, к каким последствиям может привести изменение российской позиции по карабахскому вопросу“. Кроме того, как полагает Микаелян, одновременно Азербайджан проявляет определенную лояльность в отношении США, которые крайне болезненно относятся к иранской атомной программе.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.