Главная » Экономика » Украина вооружила Грузию на $2,5 млрд. А получила за это $300 млн

Украина вооружила Грузию на $2,5 млрд. А получила за это $300 млн

Так называемая комиссия Коновалюка была создана спустя три недели после позорного похода Грузии в Южную Осетию. Выяснилось, что добрую половину вооружения, взятого в качестве трофеев Российской армией, в Грузию поставили украинцы. Россия не стала скрывать этот прискорбный факт. Более того — пошла на жесткие ответные меры. Например, прекратила научно-техническое сотрудничество с украинским ВПК. Еще один удар ждал Украину на международной арене. Стремящаяся в Евросоюз незалежная, еще не вступив в эту организацию, уже нарушила один из важнейших европейских договоров, который гласит, что «державы — участники Евросоюза не могут передавать военную технику, амуницию и технологии, если такая передача грозит безопасности европейских держав либо затягивает или обостряет военные конфликты».

Поэтому не случайно вскрывшаяся торговля оружием заинтересовала большинство украинских политиков: и сторонников евроинтеграции, и верных друзей России. В стороне от расследования остались лишь пропрезидентские партии, сделав вид, что их расследование совсем не интересует. Хотя результаты работы комиссии оказались весьма любопытными. Выяснилось, что перед самой войной, весной 2008 года, Украина поставила в Грузию 25 корабельных систем залпового огня «Град», зенитно-ракетный комплекс «Бук-1М», станции радиотехнической разведки «Кольчуга», 15 боевых модулей «Шквал», комплекс радиошифрования «Мандат», 2 миллиона патронов и снарядов. Подготовила на Львовском танкоремонтном заводе 30 грузинских водителей, 25 пилотов вертолетов Ми-8 и Ми-24. Украинские специалисты даже выезжали в Гори — обслуживать бронетехнику, готовящуюся к броску на Цхинвал. Одного такого спеца, кстати, 9 августа в Гори повстречал корреспондент «КП».

Чем глужбе залезали члены комиссии в эту историю, тем становилось интереснее. Оказалось, что Украина торговала с Грузией себе в убыток — техника была продана почти что даром. Но самый большой шок у парламентариев вызвала информация о том, что система ПВО «Бук» была специально для продажи снята с боевого дежурства…

Разумеется, власти Украины сделали все, чтобы помешать расследованию. Рассказывает Игорь Алексеев, заместитель председателя комиссии, депутат Рады:

— Разумеется, мы встретили самое серьезное противодействие. Например, со стороны СБУ. Мы не получили ни одного внятного ответа на 35 запросов в государственные органы, которые отвечают за поставку украинского оружия в другие страны. На заседания комиссии не явился ни министр обороны Юрий Ехануров, ни секретарь Совета безопасности. Нас даже обвиняли в шпионаже в пользу России! Председателя комиссии Коновалюка задним числом лишили воинского звания! Из подполковника он стал старшим лейтенантом. Все это лишь свидетельствует в пользу нашей правоты.

По словам депутата Юрия Самойленко понятно, почему руководство страны не хочет, чтобы факты, добытые комиссией, были обнародованы. Фактов всего два, зато какие:

— Вопиющая коррупция в органах власти и сознательное причинение вреда обороноспособности нашей страны. Обычно самое лучшее вооружение сначала ставится на боевое дежурство в стране-производителе. Но у нас все наоборот: самая лучшая техника отправлялась в Грузию. За что Грузии такие преференции? Я не понимаю. С 2005 года Грузия получила оружия на 2,5 миллиарда долларов, а в казну Украины пришло только 300 миллионов. При этом мы получаем кредиты от МВФ и в то же время дарим нашим друзьям из Грузии миллиарды.

Комиссия нарыла импичмент президенту?

И члены комиссии, и привлеченные к работе эксперты не скрывали, что их доклад может обрушить политическую систему Украины. Немудрено — под подозрение попали и первые лица государства, и целые структуры, отвечающие за безопасность назалежной.

Один из привлеченных экспертов, Михаил Кузьмук, бывший министр обороны Украины, депутат Рады, как человек военный, просто рубанул сплеча всю правду:

— Давайте вспомним, что произошло в Америке в 60-х годах — «уотергейт», скандал, связанный с нелегальной торговлей оружием, в котором были замешаны первые лица США. Закончилось это импичментом действующему президенту Никсону. Такая же ситуация сложилась и на Украине, которая стала уже постоянным участником всех скандалов, касающихся незаконной торговли оружием. Мы тут ждали для разговора министра СБУ Наливайченко, но так и не дождались. Немудрено. Служба безопасности Украины сейчас не исполняет своих обязанностей — она не занимается безопасностью страны — ни экономической, ни военной, ни политической. Эта спецслужба просто обслуживает интересы людей, возглавляющих нашу страну. Мы это хорошо поняли в ходе работы комиссии. Если бы такое случилось в то время, когда я был министром обороны, меня бы СБУ просто расщепила на атомы. Что такое снять с боевого дежурства оружие и продать? Я не знаю… И я не буду делать из этого секрета — системы ПВО были сняты с охраны очень опасных химических объектов! Непосредственно торговлей занимались сотрудники «Укрспецэкспорта» (аналог нашего «Рособоронэкспорта». — Прим. корр.) и уже вдогонку, торгуя боевым оружием, как бы оправдывали себя, указывая, что это «может нанести ущерб обороноспособности». И они не обратили внимания на рекомендации МИДа придержать поставки в Грузию. Мы не против Грузии, мы с 92-го года помогали друг другу строить национальные армии. Но этой весной уже всем было известно, что Грузия не остановится и назревает кровопролитная война. И что мы поставляли Грузии при этом? Артиллерийские установки «Пион»! Вы знаете, что это такое? Это артсистема калибра 203 миллиметра, стреляющая более чем на 30 километров и способная стрелять ядерными боеприпасами! А чем думали, когда поставляли Грузии 25 систем «Град» морского базирования? У Грузии, как и у Украины, всего два корабля, куда их можно приспособить, зато на автомобильную базу эти «Грады» ставятся без проблем. Что мы и увидели, когда комиссия выезжала в Цхинвал, который утюжили этими «Градами».

Преступление и наказание

По мнению экспертов, дело не ограничится политическим скандалом, импичментом или отставкой правительства Украины. Один из политологов заметил в разговоре с корреспондентом «КП», что, похоже, Украину пытаются вообще лишить оружейной промышленности. Сделать это очень просто — разорвать связи с ВПК России. И очень скоро сложится такая ситуация, что Украине нечем будет торговать на международном рынке. Своих научно-инженерных сил для модернизации продукции у нее просто нет. Генерал-полковник Александр Стеценко, бывший замминистра обороны Украины по вооружениям, горько заметил:

— Мне жалко своих сил. С 2003 года я вел переговоры о модернизации с российскими разработчиками С200, С300 и «Бук». И наконец получил разрешение модернизировать эти системы на украинских предприятиях. Кроме рабочих мест, прибыли, мы бы сэкономили десятки миллионов долларов, модернизировав свои системы ПВО, продлили бы их жизнь на десятилетия. Но все пошло прахом — сотрудничество с российским ВПК теперь заморожено.

Буквально через несколько дней доклад комиссии будет представлен депутатам Рады. По мнению эксперта Андрея Ермолаева, нас ждут удивительные открытия. Особенно если этим делом наконец-то займется Генеральная прокуратура.

— Поймите, современный оружейный рынок тщательно регулируется. Сам по себе ты можешь продать в лучшем случае лишь партию стрелкового оружия. И то с непредсказуемым результатом. Без взаимных договоренностей политиков и тайных протоколов невозможно торговать высокотехнологичными вооружениями. Та же история с «Фаиной», захваченной пиратами на катерах, это подтверждает. Сделка с оружием, которым можно было вооружить целую дивизию, оказалась засвеченной, и теперь эту «Фаину» дешевле утопить. То же и с поставками оружия в Грузию. Надеюсь, мы скоро узнаем, кто кому что был должен и чем обязан.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.